В первые дни процедур на детях постепенно облегчается одежда: обнажают сначала руки, затем снимают верхнюю рубашку, чулки, наконец ребенок остается в майке и трусах. По прошествии некоторого времени можно снимать и майку.
У детей ослабленных тело обнажают медленнее: вначале — конечности, затем раздевают малыша до пояса, и только после этого оставляют ребенка совсем раздетым. Надо следить за тем, чтобы не только во время гимнастики, но и при обычном бодрствовании дети не были слишком тепло одеты.
В теплый и холодный период несмотря на одинаковую температуру воздуха в помещении одежда детей должна быть различной: летом — легкой и открытой, зимой — из теплых тканей и закрытой.
Даже летом при резком похолодании детей, находящихся в помещении, следует одевать теплее, так как отдача тепла организмом увеличивается. В дождливые и ветреные дни воздушные ванны не отменяются, а проводятся на открытой веранде или в комнате с распахнутыми окнами, в этом случае одежда детей может быть закрытой. Как охлаждение, так и перегревание тела опасны для грудных детей.
Начальные признаки перегревания проявляются в виде покраснения кожных покровов, одышки, обильного пота на лице, в складках кожи, шеи. Чтобы уберечь ребенка от такого состояния, нужно воздушные ванны и прогулки проводить на площадках с навесом, в густой тени. В особенно жаркие дни при температуре воздуха в тени более 30 °С, когда в помещении прохладнее, чем на улице, детей оставляют в комнатах с открытыми окнами.
В. П. Спирина (1967) описывает случай неразумного поведения родителей при закаливании детей. Как только дети начинали ходить, в любое время года их оставляли только в трусиках. Будучи постоянно обнаженными, они хотя и не жаловались на холод, но усиленно двигались. В те короткие отрезки времени, когда малыши отдыхали, они свертывались в клубочек, чтобы согреться.
Тщательное обследование этих детей обнаружило замедление их общего физического развития, нарушения осанки, отклонения от нормы ряда показателей функции дыхания и кровообращения и др. Подобные примеры доказывают, что некоторые родители неправильно понимают сущность закаливания, подвергая маленьких детей сверхсильным нагрузкам.
Задачей закаливания является выработка у ребенка защитных реакций на холодовые раздражители, резкость которых не превышает встречающихся обычно колебаний температуры.
После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым. Если же он испытывает неприятное чувство холода, продолжительность ванн нужно уменьшить или даже временно их прекратить. Воздушные ванны подготавливают организм ребенка к световоздушным и солнечным ваннам.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь