Время бодрствования новорожденного должно быть использовано для физического и умственного развития. Особое внимание необходимо уделять развитию органов чувств и в первую очередь развитию зрения и слуха, а также созданию радостного настроения. Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах появляется у ребенка в 3—5 недель. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения первыми игрушками ребенка после выписки из родильного дома могут быть цветные кольца или 2—3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемые над его кроваткой поочередно, через каждые 2—3 дня.
Игрушку подвешивают над кроваткой ребенка на расстоянии примерно 40—50 см от лица. Временами игрушки нужно покачивать, чтобы ребенок учился следить за двигающимся предметом. Для развития умения прислушиваться к звукам, определять их направление необходимо стучать погремушкой с разных сторон кроватки. С возрастом ребенку надо предоставлять самые разнообразные игрушки, но чтобы ими нельзя было поранить себя или их нельзя было проглотить. Все игрушки должны быть из легко моющегося материала. Надо тщательно следить за чистотой игрушек, так как дети часто берут их в рот.
Для своевременного и правильного развития органов чувств в самом раннем возрасте надо разговаривать с малышом, когда он бодрствует, брать его на руки, обращать его внимание на ту или иную игрушку или предмет. Такой тесный контакт ребенка со взрослыми поможет ему быстрее познать окружающий мир. В связи с чем уже с первых недель жизни ребенка окружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих за ним взрослых должны быть яркими, красочными, обращение ласковым. Игрушки, как и игры, для детей раннего возраста являются необходимым элементом культурного воспитания и индивидуального развития.
Н. Н. Бурмистрова (1977), в зависимости от развития у ребенка той или иной активности, классифицирует игрушки на следующие группы:
-
cенсорные — погремушки, цветные шарики, колокольчики, дощечки или шарики с поверхностью различной степени шероховатости, естественные материалы (листья, цветы);
-
моторные — каталки, коляски, прыгалки, тележки, различные машины;
-
эмоциональные — кукла с ее оборудованием, мишка, домашние животные и др.;
-
подражательные — предметы быта (миски, ложки, корзинка), фигурки доктора, повара, пионера, красноармейца и др.;
-
исследовательские — помимо уголка природы (аквариум с рыбками, птица в клетке, цветы, растения) ящики или коробочки (выдвижные и закрывающиеся), вкладные матрешки разной величины, производственные игрушки и др.;
-
строительные — крупный и мелкий строительный материал, разнообразных форм кирпичики, кубики, простые и окрашенные в разные цвета, молоток и др.
Детям в возрасте до года дают не более 1—2 игрушек. Вначале подвешенные погремушки, потом те же погремушки, лежащие в кровати, манеже, и уже потом коробка с 1—2 предметами для вкладывания их в нее. Детям старше года не следует давать сразу более 4—5 игрушек. Необходимо предоставлять им, по возможности, свободу выбора игрушек и учить играть ими.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь