Развитие детей раннего возраста, их эмоциональное состояние и активность в большой степени зависят от того, насколько правильно будет организовано их бодрствование. Для этого прежде всего учитывают развитие двигательных умений ребенка. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей активность детям предоставляют во время бодрствования в виде самостоятельной свободы движений, а также при помощи специально подобранных комплексов физических упражнений.
Л. И. Чулицкая (1948) считает, что движения есть основная функция маленького ребенка, через которую он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от их взаимной гармонии зависит рост и его физическое развитие. Е. Л. Мугинова (1978) указывает на наличие тесной взаимосвязи между мышечной деятельностью ребенка и функцией внутренних органов.
Доказано значение моторновисцеральных рефлексов, их влияние на кровообращение, дыхание, пищеварение, температуру тела, процессы возбуждения и торможения коры головного мозга. Причем особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус.
К проявлениям положительных эмоций автор относит улыбку, смех, мимику удовольствия, реакцию оживления, к отрицательным — беспокойные, резкие движения, мимику неудовольствия, хныканье, крик, частый плач.
Положительные эмоции у детей раннего возраста, как правило, сочетаются с двигательной активностью. Движение для них служит основным источником радостного настроения. В связи с этим при организации бодрствования ребенку предоставляют простор для движений, создают и поддерживают радостное состояние путем организации игр, стимуляции двигательной активности.
При таком активном бодрствовании уже в грудном возрасте ребенок учится наблюдать, познавать окружающее. Это способствует его самостоятельности, а также развитию двигательных умений и психики. Следует, однако, учитывать, что при перевозбуждении в результате чрезмерной активности и длительного бодрствования ребенок быстро утомляется, теряет аппетит, у него расстраивается сон. Поэтому подвижные игры должны сменяться спокойными.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь