Критерием перевода на новый режим могут служить следующие основные показатели:
-
очень медленное засыпание;
-
раннее пробуждение после дневного сна;
-
сохранение активности до конца бодрствования.
Только сумма указанных показателей при условии хорошего психического и физического развития ребенка может послужить поводом для постепенного перевода на следующий возрастной режим. При этом вначале сокращается длительность периодов сна и увеличивается время бодрствования без изменения самого режима.
При переводе на новый режим сокращается количество периодов дневного сна, но увеличивается их продолжительность. О правильности составленного режима будет свидетельствовать хорошее поведение и настроение детей. Правильный режим не должен, однако, носить характер муштры, а наоборот, способствовать развитию индивидуальных способностей ребенка.
Известный гуманист американский детский врач Бенджамин Спок (1971) считает, что современные взгляды на воспитание и режим дня ребенка во многом отличаются от прежних. Этому способствовало несколько факторов. Так, американские ученые доказали, что ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного и физического развития и одновременно исходить из того, чему он сам хочет научиться. Прогрессивные американские педиатры начали внедрять эти принципы в практику ухода за новорожденными.
Результаты экспериментов ученых-педиатров П. Маклендона и Ф. Симсарьян, опубликованные в 1942 г., помогли убедить врачей, что новорожденные, сами устанавливающие расписание своих кормлений, вырастают абсолютно здоровыми детьми. Эти и многие другие открытия способствовали снижению степени строгости в воспитании детей и стремлению развивать их индивидуальный режим. Однако прошло много лет, прежде чем врачи решились применять при уходе за ребенком такой гибкий режим.
Новое отношение к воспитанию ребенка принесло большую пользу и детям, и родителям. С учетом физического состояния ребенка и его индивидуальных психических особенностей в отдельных случаях допускаются отклонения от режима на полчаса или в крайнем случае на один час, но такой распорядок должен соблюдаться изо дня в день. Эти изменения режима в какой-то степени способствуют тренировке стереотипа детей.
Рекомендуемый примерный режим дня в зависимости от возраста ребенка излагается ниже. Ритм кормления при соблюдении интервалов времени вырабатывается у детей с первых дней жизни. Поэтому в режиме дня ребенка прежде всего предусматривают правильную организацию сна и бодрствования.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь