Первая оценка дает представление о типе развития ребенка (нормо-, гипер- и гипосомия), вторая — о состоянии его питания (нормотрофия, гипотрофия, избыточная полнота). Оценка физического развития детей с помощью шкал регрессии не получила широкого распространения в практике педиатров из-за неудобств, связанных с необходимостью использования большого количества оценочных таблиц.
Помимо шкал регрессии, оценку физического развития детей можно производить и с помощью средних величин и сигмальных отклонений для роста и массы тела, по которым можно выявить отношение длины и массы тела данного ребенка к аналогичным показателям у детей его половозрастной группы.
В повседневной работе врача-педиатра можно использовать упрощенную оценочную таблицу, отражающую средние (межполовые) показатели роста и массы тела детей. В ней даны наиболее часто встречающиеся варианты роста и соответствующая ему масса для каждой возрастной группы, а также допустимые отклонения массы (в пределах ±7% от средней величины по росту).
С помощью такой таблицы можно быстро оценить не только состояние питания, но и тип развития ребенка. Если рост ребенка в своей возрастной группе выше или ниже среднего более чем на 1σ, то это указывает на гиперсомический (ускоренный) или гипосомический (замедленный) тип развития. Состояние питания ребенка оценивается по соотношению его массы и роста.
Например, рост ребенка в возрасте 3 месяцев — 65 см и масса тела — 7300 г. В тех случаях, когда масса тела выходит за пределы допустимых отклонений от средней величины соответственно росту, ребенок имеет дефицит или избыток массы. Например, ребенок 5 месяцев при росте 65 см и массе 6,5 кг страдает гипотрофией.
Кроме статистических способов оценки физического развития детей, можно использовать и графический метод изображения процессов его роста. Удобство последнего состоит в том, что по форме и направлению кривых сразу можно получить информацию о гармоничности или негармоничности развития ребенка.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь