Говоря о профилактике острых заболеваний (респираторных и кишечных инфекций, пневмонии, стафилококковой инфекции), нужно показать, что основной путь к их предупреждению — общегигиенические и оздоровительные меры: чистота в квартире, личная гигиена, проветривание, влажная уборка, освобождение окон от цветов, тяжелых штор, рациональное вскармливание.
На занятиях с беременными следует избегать излишней детализации, так как женщина, не видя перед собой ребенка, эти мелочи пока не запоминает. А на фоне основных знаний после родов будет легче привлечь ее внимание к конкретным для данного малыша деталям в уходе. Необходимо готовить женщин к лактации.
В равной мере важны как подготовка молочных желез, так и психологическая настроенность на незаменимость естественного вскармливания, на то, что хорошая лактация возможна у каждой из них, независимо от телосложения, состояния здоровья.
Главное — иметь желание (кормить ребенка грудью.
Методика подачи знаний требует сочетания объяснения с показом: если занятия ведет врач, то патронажная сестра тут же демонстрирует приемы пеленания (на кукле), массажа, гимнастики. Полезно приглашать на занятия мать с ребенком, который хорошо развивается благодаря добросовестному выполнению советов врача. Этот прием больше воздействует на женщин, чем длительное словесное убеждение. Кроме того, женщины должны читать популярные брошюры, комплект которых собирают в амбулаториях и поликлиниках.
Чтение специальной литературы — это активный процесс познания. Такое сочетание очных и заочных форм учебы при современном уровне образования молодых матерей весьма эффективно.
Гигиеническая подготовка в первые 6—8 недель после родов имеет свои особенности. Групповые занятия в это время практически почти невозможны.
Резко меняется психология женщины, особенно первородящей: она крайне обеспокоенно относится к малейшим изменениям в состоянии своего ребенка. Все мысли ее сконцентрированы только на нем, и любая информация об уходе, вскармливании детей данного возраста в целом ее занимает очень мало. Ее интересует только совет врача, касающийся ее ребенка. Поэтому на данном этапе полезнее индивидуальные беседы при посещении на дому и на профилактическом приеме.
В пользу такой методики говорят и напряженный режим молодой матери, дефицит времени, резко возросшая нагрузка по уходу за ребенком, а нередко и то, что матери не с кем оставить ребенка, чтобы уйти на занятия.
С методической точки зрения индивидуальный метод в первые месяцы жизни ребенка также более приемлем: врач и медицинская сестра должны внимательно изучать его развитие, подмечать индивидуальные особенности поведения, конституции, реактивности, реакции на грудное молоко, физиологических отправлений и т. д.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь