В антенатальном периоде и в первые месяцы после родов женщина психологически наиболее расположена к усвоению информации о здоровье ребенка. А такой настрой помогает быстрому и прочному закреплению знаний и навыков. Особенно активны в этом плане первородящие женщины.
Период глубокого интереса женщин к учебе удачно совпадает с медицинской целесообразностью раннего начала учебы, так как уже в режиме и питании беременной женщины медицинские работники могут исключить неблагоприятные для будущего ребенка моменты, и, кроме того, ко времени родов женщина накопит/минимум знаний об уходе за ребенком и воспитании его, а после родов ей будет легче закрепить их.
Возросший уровень образования женщин в современном селе благоприятствует систематической учебе с использованием популярной литературы для самостоятельного изучения дома.
Учеба начинается с момента взятия женщин на учет по беременности. Патронажная акушерка и патронажная сестра беседуют с беременной, посещают ее на дому, давая советы по режиму, питанию, благоустройству квартиры с учетом появления ребенка. До родов хорошо сочетать индивидуальные формы занятий в виде бесед на дому с групповыми занятиями в «комнате здорового ребенка» для тех, кто в декретном отпуске.
Уже первые беседы на дому можно проводить не только с беременной, но и с ее мужем. Обратить его внимание на облегчение домашнего труда будущей матери, на создание спокойной обстановки, воздержание от употребления алкоголя, курения. Определяя тематику групповых занятий, нужно учитывать, что теперь родильницы находятся в роддоме очень недолго.
В первые дни после родов они утомлены, а то и плохо себя чувствуют. Поэтому дать в роддоме глубокие и систематические знания нереально. Значит уже до родов женщина должна многое узнать об уходе за новорожденным, его режиме. Группу лучше формировать небольшую, из 6—8 женщин с примерно одинаковым сроком беременности.
Занятия обязательно должны давать положительный эмоциональный настрой: врач или акушерка не запугивают отрицательными последствиями невыполнения совета, а обнадеживают, что правильное выполнение назначения поможет ребенку расти здоровым и крепким. Этот педагогический прием больше мобилизует мать на выполнение назначений. Особенно опасно запугивание для беременных с лабильной психикой.
Методически правильно иллюстрировать свои советы конкретными примерами гигиенического поведения женщин, которые, как обычно в селе, знакомы каждой слушательнице.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь