В 8—9 месяцев детей учат есть из ложки, причем ребенок должен сидеть на руках взрослого, а с 9—10 месяцев его можно кормить за специальным столом. Во время кормления создают спокойную обстановку, исключают все отвлекающие моменты.
Для дальнейшего совершенствования речи следует использовать все моменты общения с детьми. Речь развивается быстрее, если с ребенком постоянно разговаривают, неоднократно повторяют звуки и слова, которые он пытается воспроизвести.
Речь взрослых должна быть эмоциональной, ласковой, слова необходимо произносить правильно, так как ребенок уже начинает понимать, что ему говорят. Если в возрасте 6—8 месяцев дети повторяют слоги и слова, еще недостаточно понимая их значение, то в 9—10 месяцев они не только понимают смысл слов, но и выполняют по просьбе взрослых несложные действия: хлопают в ладошки («ладушки»), машут ручкой при прощании («до свидания»), отыскивают глазами названный предмет, знают свое имя.
В развитии речи большое значение имеют общая активность ребенка, его занятия с игрушками, повышенный интерес ко всему окружающему — растительному и животному миру, машинам и т. д. Это необходимо учитывать и использовать во время прогулок для ознакомления малыша с новыми предметами, явлениями.
По возможности дети должны находиться в активном состоянии: смотреть, слушать, двигаться.
Режим дня
В полгода ребенок активно бодрствует около 2—2,5 часов, спит 3 раза в день по 2—2,5 часа. Переводить детей на двухразовый дневной сон следует не ранее чем им исполнится 9—10 месяцев.
С 6 месяцев общая продолжительность сна ребенка составляет 15—16 часов, ночного—10—11 часов. С 5 месяцев детей кормят пятикратно, через каждые 4 часа, с ночным перерывом в 8 часов.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь