Дети 8—9 месяцев очень любят заводные игрушки, мячи, которые побуждают к ползанию. Время от времени игрушки нужно менять, так как они быстро надоедают детям. Лучше всего часть игрушек на несколько дней спрятать, а потом снова достать.
В этом возрасте детям предоставляют возможность больше самостоятельно двигаться — ползать, вставать у неподвижной опоры, переступать вокруг нее, но при этом следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не получил травмы. Находясь на полу, дети легко охлаждаются. Одежда в таких случаях должна быть удобной, не стесняющей движений, но теплой.
Когда ребенок начинает ползать, ползунки заменяют короткими штанишками или колготками и пинетками. Для закрепления у малыша навыка к физиологическим отправлениям с 7—8 месяцев в определенное время его высаживают на теплый горшок (только после того, как он научится хорошо сидеть) или держат над раковиной.
С целью выработки условного рефлекса на время эту процедуру проводят в одни и те же часы: перед сном, после сна (если ребенок проснулся сухим), перед прогулкой, строго придерживаясь режима. Так постепенно приучают детей проситься на горшок. Сидящему на горшке ребенку не дают игрушки, так как это отвлекает его и препятствует выработке навыка. После туалета малышу моют руки.
Во втором полугодии жизни ребенка купают уже в сидячем положении, через день, в вечернее время (20 ч 30 мин). С 6—7 месяцев перед едой детям моют руки, повязывают клеенчатый фартучек, а поверх — салфетку из легкой ткани.
Обычно к 9 месяцам у детей отмечаются первые проявления навыка опрятности. Чтобы предупредить нарушение прикуса в период прорезывания зубов (6—7 месяцев), ребенку дают жевать корочку хлеба. В этот же период его приучают пить жидкую пищу из чашки, которую вначале держит взрослый, а затем сам ребенок обеими руками. Сначала лучше давать пустую чашку, и только после того, как малыш научится крепко держать ее, наливают немного чая или молока.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь