С 4—4,5 месяцев при виде игрушек дети протягивают к ним руки. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленное движение рук, происходит дальнейшее развитие зрительного и слухового восприятия, совершенствуется тактильная чувствительность. Кроме того, игрушки отвлекают от сосания пальцев и пустышек. Стремясь достать привлекшую внимание игрушку или предмет, ребенок переворачивается со спины на живот, подползает к игрушке, то есть использует новые движения.
Ребенку необходимо создавать такие условия, чтобы с каждым месяцем он постепенно становился все более активным. В этом возрастном периоде не рекомендуется насильно сажать ребенка даже в подушки, ставить на ноги. Родителям и лицам, ухаживающим за ребенком, разъясняют, что преждевременное усаживание обычно вызывает искривление позвоночника и изменение осанки у детей. У 5—6-месячного ребенка отмечаются попытки приподнимать туловище из положения лежа на спине или животе.
Ребенок более длительное время лежит на животе, поэтому игрушки можно раскладывать перед ним, целесообразно их менять. Выкладывание на живот необходимо чередовать с выкладыванием на спину, это укрепляет всю мускулатуру и костно-связочный аппарат, подготавливает малыша к ползанию, а затем к сидению, стоянию и ходьбе. Для правильного формирования тела важно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать на ноги.
Двигательную активность в виде ползания можно стимулировать: детям показывают звучащие и заводные игрушки, которые привлекают внимание, вызывают желание дотянуться, дотронуться. Сначала родители помогают ребенку, а позже он должен обходиться без их помощи. В этом возрасте ребенка начинают прикармливать, даже если молока у матери достаточно.
Суточный объем пищи составляет уже около литра. При кормлении ребенок сидит на руках у матери. Ложка должна быть удобной, не очень большой. Следует помогать малышу снимать с ложечки кашу или пюре губами, а не просто вкладывать пищу в полуоткрытый рот. Насильственное кормление абсолютно недопустимо.
Полугодовалому ребенку прививают аккуратность: если он запачкался, вытирают чистой салфеткой рот, а после кормления умывают и сменяют одежду. Чтобы приучить ребенка к опрятности, с 5 месяцев его в определенное время держат над горшком или тазиком.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь