Неустойчивый иммунитет, повышенная ранимость кожи и слизистых делает детей этого возраста особенно предрасположенными к различным гноеродным и другим инфекциям. В связи с анатомо-физиологическими особенностями организма, неустойчивостью обмена веществ и несовершенством защитно-приспособительных реакций у детей грудного возраста при плохом уходе и воспитании легко возникают заболевания желудочно-кишечного тракта, дистрофия, рахит, респираторная и другая тяжело протекающая патология.
При воспитании ребенка необходимо учитывать состояние развития его высшей нервной деятельности, которая на первом году жизни имеет следующие особенности.
1. Быстрая выработка, но медленное закрепление условных рефлексов, двигательных умений и речевых навыков. Угасание их без дальнейшего подкрепления.
2. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения.
3. Инертность нервных процессов.
4. Быстрая утомляемость функции центральной нервной системы.
5. Генерализация реакций.
6. Яркая эмоциональность.
7. Склонность к подражательству.
8. Задержка неблагоприятными факторами внешней среды нервно-психического развития детей, а иногда — исчезновение уже приобретенных навыков и умений.
Высокой пластичностью организма, в частности нервной системы, детей грудного возраста Н. М. Аскарина (1977) объясняет большую зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых.
Для своевременного и нормального развития детей этого возраста родители и воспитатели должны не только вовремя удовлетворять их потребности в питании, гигиеническом уходе, но и специально заниматься с ними с целью формирования новых умений и навыков. В связи с тем, что на протяжении первого года жизни каждый месяц отличается своими особенностями и значение ряда умений ребенка на разных этапах различно, задачи и содержание ухода и воспитания рассматриваются по отдельным возрастным периодам.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь