Занятия начинаются после заживления пупочной ранки (5—7-й день жизни) и продолжаются до 3-месячного возраста. Методика их основывается на общепринятых приемах купания младенцев. Во время бодрствования малышей приучают к ежедневным водным процедурам в полных ваннах. Сначала температура воды составляет 36,5 °С, продолжительность пребывания в воде — 10—15 минут. На этом этапе особенно важно, чтобы занятия вызывали у ребенка положительные эмоции. Подготовка на суше. Начиная с 2 месяцев в комплекс подготовительных мероприятий включают массаж, общую и плавательную гимнастику.
Специальную гимнастику (имитацию плавания) вначале проводят на суше, а затем — в воде.
Закрепляются следующие врожденные плавательные рефлексы: рефлекс Моро — симметричное обхватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4—5 раз на первом занятии и 8—9 раз в конце этапа), рефлекс Робинзона (тонический) — прочное удерживание предмета (1—2 раза на первом занятии и 4—5 раз в конце этапа), рефлекс Таланта — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1—2 раза в начале и 3—4 раза в конце этапа), рефлекс Бауэра — феномен ползания, или брасс ногами, в положении ребенка на груди — отталкивание ножками от ладоней рук взрослых (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа).
Проводятся также упражнения: гребок рукой от головы к бедру через сторону и обратно (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа) на спине и имитация гребков руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок из-за головы к бедрам (4—6 раз в начале и 8—10 раз в конце этапа).
Плавание в полной ванне
Поддержка двумя руками при положении ребенка на спине и 8—10 проводок вдоль ванны (проводка «челнок»). Поддержка одной рукой «полукольцом» при положении малыша на спине (уши в воде). Поддержка двумя руками «ковшиком» под подбородок (ребенок на груди) и проводка, поддержка одной рукой «ковшиком», а также такая, при которой большой палец упирается в подбородок ребенка, а остальные находятся на груди, и проводка по длине ванны с поворотами (25—30 раз). Стимулирование отталкивания ногами от ладони и бортика (10—14 раз в начале и 20—30 раз в конце этапа). Туалет проводится в конце занятия.
Кормление — через 15—20 минут после его окончания. Это касается и последующих этапов обучения.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь