К. Д. Губерт и М. Г. Рысс (1972) утверждают, что в начале второго полугодия для ребенка самым слабым компонентом комплексного раздражителя является слово, более сильным — зрительный (игрушка) и самым мощным — двигательный компонент (пассивные движения, потягивание за руки, за ноги, поворот таза).
Авторы рекомендуют при выполнении упражнений начинать с самого слабого раздражителя, затем применять более сильный и наконец самый сильный — двигательный. К концу второго полугодия жизни благодаря образованию условных связей некоторые упражнения, носившие пассивный характер, становятся активными, так как выполняются ребенком самостоятельно по указанию взрослого.
При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные условия: помещение должно быть хорошо проветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате равна 22—24 °С, в дальнейшем — не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию организма воздухом. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С).
Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды.
Лучшее время для упражнений — второе бодрствование, спустя 40—50 минут после второго кормления. Ослабленному ребенку с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии полезны занятия 2 раза в день. Для массажа и гимнастических упражнений наиболее удобен специальный стол (высота — 70—75, ширина — 80, длина — 120 см), покрытый байковым одеялом.
Поверх одеяла расстилают клеенку и чистую простыню, которую меняют после каждого занятия. Стол можно заменить деревянным фанерным щитом, размещенным поперек детской кроватки на поднятых и хорошо закрепленных боковых стенках. Гимнастические упражнения лучше проводить в форме игры. В ходе занятия нужно ласково разговаривать с малышом, стараться создать у него веселое настроение, вызвать улыбку, гуление, побуждать его к активности с помощью ярких игрушек и других предметов.
Положительный эмоциональный тонус ребенка желательно поддерживать в течение всего занятия. Если он беспокоен, плачет, упражнения прекращают и не возобновляют до тех пор, пока малыш не успокоится. Продолжительность гимнастики и массажа для детей грудного возраста не должна превышать 10 минут, старше года — 15 минут.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь