Движения у детей осуществляются при помощи скелетной мускулатуры, а рост и развитие мышечной системы в свою очередь связаны с двигательной активностью.
Благодаря улучшению мышечной деятельности более экономно работают жизненно важные системы организма: сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная и др.
Для поддержания оптимальной активности мышечной системы с первого месяца жизни ребенка необходимо применять специальный комплекс гимнастических упражнений. Такая тренировка оказывает общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, повышает тонус и эластичность мышц, улучшает их сократительную функцию.
Мышечная деятельность через моторно-висцеральные рефлексы влияет на работу внутренних органов, обмен веществ, улучшает функцию дыхания, кровообращение, теплорегуляцию. При этом согласованность в деятельности всех органов и систем обеспечивает нервная система.
Регулярные гимнастические упражнения оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему: совершенствуется сила, подвижность процессов возбуждения и торможения. Это чрезвычайно важно для организма ребенка, т. к. своевременная смена процессов возбуждения торможением приводит к быстрому восстановлению работоспособности нервных клеток.
Для детей раннего возраста применяются несколько видов гимнастических упражнений: рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные.
Рефлекторные упражнения — это движения, возникающие на основании врожденных безусловных кожно-мышечных рефлексов и рефлексов положения (ползание, обхватывание). Эти упражнения назначают только детям в возрасте до 3 месяцев.
Пассивные упражнения вместе с ребенком выполняет взрослый: сгибает и разгибает конечности малыша. Используются естественные мышечные движения детей старше 3 месяцев, у них уже ослабевает физиологическая гипертония мышц. Действия взрослого не должны быть насильственными.
Активные упражнения осуществляются ребенком самостоятельно во втором полугодии жизни, когда он легко может выполнять произвольные упражнения. Указанные виды гимнастических упражнений назначаются с учетом возраста ребенка, его двигательных умений, индивидуальных особенностей развития, состояния мускулатуры и костно-связочного аппарата. На каждом возрастном этапе рекомендуется соответствующий комплекс упражнений, которые подбираются и назначаются врачом в зависимости от показаний.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь