Обмен веществ — это комплекс сложных биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности всех живых организмов.
Он состоит из двух групп процессов — ассимиляции (усвоение сложных химических веществ) и диссимиляции (расщепление сложных органических веществ с выделением энергии). Сочетание процессов ассимиляции и диссимиляции приводит к обновлению состава тканей организма.
Биохимическое значение веществ, входящих в состав пищевых продуктов (нутриентов), неоднозначно, и поэтому их подразделяют в настоящее время на три класса (А. А. Покровский, 1978):
-
макронутриенты, или главные пищевые вещества (белки, жиры, углеводы и макроэлементы);
-
микронутриенты (микроэлементы и витамины);
-
неалиментарные вещества (балластные, антиалиментарные и ядовитые вещества).
Оптимальное питание предусматривает соответствие калорийности рациона энерготратам детского организма, которые являются важнейшим показателем потребности ребенка в пище.
Энерготраты организма слагаются из:
-
расхода энергии на поддержание основных жизненных функций организма (основной обмен);
-
специфически-динамического действия пищи — усиления обмена в ответ на прием пищи (СДД);
-
расхода энергии на рост и развитие, отложение тканевых веществ;
-
расхода энергии на выполнение работы, на двигательную активность, крик и плач у детей.
Фактический расход энергии может колебаться в значительных пределах, так как он определяется возрастом и подвижностью ребенка.
Основной обмен — это энерготраты человека в состоянии покоя, натощак. Интенсивность основного обмена зависит от возраста, пола, роста и массы тела ребенка, температуры окружающей среды. Соотношение между ростом и массой тела ребенка, определяя величину его удельной поверхности тела, также влияет на уровень основного обмена. Чем меньше удельная поверхность тела, тем меньше и теплоотдача, а следовательно — ниже основной обмен. Поэтому у полных детей основной обмен снижен, у худых — повышен.
«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь