Исследования М. М. Авербаха и др. (1977) показали, что при определении скрытой активности туберкулезной инфекции с использованием туберкулино-провокационных тестов наиболее информативной реакцией является РТМЛ, которая позволяет выявить потенциальную активность у 93,6 % больных, затем РБТЛ и Е-РОК, которые дают положительные результаты примерно у 85 % больных.
Тесты целесообразно проводить одновременно, так как они дополняют друг друга и повышают тем самым достоверность диагностики. Из приведенных данных литературы видно, что вопросы определения активности туберкулезного процесса в настоящее время приобретают все большее значение.
Для этих целей предложено много различных специфических проб. Но ни одна из них не дает абсолютной достоверности и полностью не соответствует требованиям клиники, хотя каждая в отдельности в большей или меньшей степени отражает степень клинической активности туберкулеза.
Разнообразие используемых тестов и методов свидетельствует о трудности разрешения этого вопроса, об отсутствии единого мнения. Иллюзорным является предположение, что какая-либо специфическая или неспецифическая проба может сама по себе быть показателем активности туберкулеза.
Для определения активности туберкулезного процесса необходимо комплексное исследование — сочетание и оценка различных клинико-рентгенологических и лабораторных показателей, прослеженных в динамике. Выработка новых и более достоверных критериев активности туберкулеза должна продолжаться и дальше. Под влиянием проводимой терапии признаки болезни постепенно исчезают, причем одни из них раньше, другие — позднее.
Когда основные признаки болезни перестают определяться, наступает выздоровление больного.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко