Клинико-рентгенологические признаки потери активности процесса появляются раньше, чем иммунологические, что свидетельствует о необходимости продолжения специфического лечения.
Такая же закономерность в динамике Е-РОК выявлена и при локальных формах первичного туберкулеза (при туберкулезе внутригрудных лимфатических узлов и первичном туберкулезном комплексе).
При указанных формах туберкулеза в фазе распада Е-РОК были более чем в 2 раза ниже, чем у здоровых детей, и составляли (19,5 + 0,20) %, в фазе инфильтрации этот показатель составил уже (30,36 ± 1,14) %, т. е. был выше, чем у детей с туберкулезом в фазе распада, по ниже, чем у здоровых детей.
Примерно такие же показатели оставались и у детей с туберкулезом в фазе рассасывания и уплотнения.
Приведенные данные показывают, что иммунологические тесты способны оказать существенную помощь в диагностике туберкулеза в сомнительных с клинических позиций случаях.
Необходимо подчеркнуть, что для клиники одной из наиболее важных задач является определение минимальной активности туберкулезных изменений. Как показали исследования с использованием и серологических, и клеточных иммунологических тестов, такая диагностика очень трудна, поскольку показатели тестов у больных с минимальной активностью туберкулеза и неактивными изменениями в легких чрезвычайно близки по своей величине.
В этих случаях значительно повышает диагностическую ценность использование туберкулино-провокационных тестов.
Суть их заключается в следующем: у больных исследуются РБТЛ, РТМЛ и Е-РОК до и через 48 ч после подкожного введения 20 ТЕ ППД-Л.
Если активность туберкулезной инфекции в организме сохранилась, введенный подкожно туберкулин провоцировал воспаление, что улавливалось иммунологическими тестами. В РТМЛ происходило уменьшение количества бластов (не менее чем на 20 %) по сравнению с количеством до подкожного введения туберкулина, отмечались снижение индекса РТМЛ, снижение Е-РОК.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко