Употребление в пищу инфицированного молока, молочных продуктов и мяса чаще приводит к первичной локализации процесса в органах брюшной полости, однако возможно также появление очагов в легких и во внутригрудных лимфатических узлах. Об этом свидетельствуют и материалы любекской трагедии, когда 261 ребенку ввели per os вместо вакцины БЦЖ культуру вирулентных микобактерии туберкулеза.
В результате вскрытия 71 погибшего ребенка первичный комплекс у 85 % образовался в брюшной полости, а у 15 % — в легких. Наиболее часто встречаемая локализация туберкулезного процесса в верхних дыхательных путях (85…90 %) позволяет думать о более подходящих условиях реализации вирулентных свойств микобактерии, их адгезии к цилиндрическому эпителию бронхов и благоприятных условиях размножения при достаточном доступе кислорода.
Классическое представление о том, что на месте внедрения микобактерии туберкулеза развивается специфическое воспаление, а затем первичный туберкулезный комплекс, является спорным. А. И. Струков (1976) считает, что образование первичного туберкулезного комплекса нельзя рассматривать как начальную фазу туберкулезного заболевания у человека.
Клинико-экспериментальными исследованиями доказано, что независимо от путей проникновения микобактерии туберкулеза первым этапом развития туберкулезной инфекции является бактериемия — лимфогематогенное распространение возбудителей еще до формирования очага. Таким образом, до образования первичного туберкулезного комплекса уже имеются очаговые изменения в разных органах, и первичный комплекс является не началом туберкулезной инфекции, а первым этапом, ясно обособленным патологическим образованием.
Возможно и внутриутробное заражение плода от больной туберкулезом матери. Такое заражение происходит сравнительно редко, но в литературе описано уже более тысячи случаев.
«Туберкулёз у детей и подростков», Е.Н. Янченко