Е. М. Гриншпунт приходит к заключению, что менингит, развивающийся во время лечения стрептомицином у больного туберкулезом, может протекать при очень скудных симптомах, вследствие чего становится трудно установить своевременно диагноз.
У таких подозрительных в отношении менингита больных только повторные пункции могут облегчить распознавание болезни. При этом следует всегда иметь в виду отмеченный выше факт несоответствия между процессами во внутренних органах (легких и др.) и в оболочках мозга.
Такие больные чаще наблюдаются в специальных туберкулезных учреждениях, где проводится энергичное лечение туберкулеза. Поэтому в сомнительных случаях необходимо предпринять тщательное клиническое неврологическое исследование; при подозрении на менингит должна быть тотчас же сделана спинномозговая пункция.
Г. Г. Плетнева в своей работе о ранней диагностике туберкулезного менингита также уделила внимание этому вопросу. По ее данным, у 28 из 62 больных менингит возник во время внутримышечного лечения стрептомицином больных туберкулезом легких.
У 5 больных менингит был выявлен при контрольной пункции при отсутствии у них явных клинических признаков менингита, у остальных — в связи с наличием симптомов, заставивших подозревать туберкулезный менингит. Чаще всего поводом к пункции была рвота и изменение настроения больных. Согласно нашим наблюдениям, очень ранним симптомом развивающегося менингита у больных туберкулезом является пароксизмальная головная боль.
На подобные формы менингита в дальнейшем обратил внимание И. Э. Соркин. Начиная с 1956 — 1957 гг. такие формы начали учащаться, что стояло в связи с предшествующим лечением больных антибиотиками по поводу туберкулеза легких.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой