Острый энцефалит реже дает повод к ошибочному диагнозу, однако подобные случаи встречаются в практике. Чаще такие ошибки делаются, когда энцефалит клинически сопровождается менингеальными симптомами и протекает как менингоэнцефалит.
Энцефалит может развиться после продромального периода, который характеризуется повышением температуры до 37 — 38°, разбитостью, головной болью, повышенной раздражительностью. В некоторых случаях энцефалит уже в ранний период протекает при астении, к которой может присоединиться сонливость.
В случаях энцефалита с психосенсорными расстройствами наблюдаются и своеобразные нервно-психические нарушения: больные ощущают неуверенность при ходьбе, покачивание почвы, предметы видят неотчетливо, в уменьшенном или увеличенном размере. Такое состояние иногда сопровождается ощущением страха.
К указанным симптомам могут присоединиться менингеальные явления, что создает еще более сходную с туберкулезным менингитом картину. Необходимо также иметь в виду, что некоторые симптомы энцефалита могут быть свойственны и туберкулезному менингиту, что также может осложнить отличие туберкулезного менингита от энцефалита.
Как и при некоторых других вирусных нейроинфекциях, диффузная локализация вируса в различных отделах центральной нервной системы может обусловить разнообразные клинические синдромы.
Так, М. С. Маргулис выделяет следующие формы энцефалита: летаргическую, 2амиостатическую, атактическую, гиперкинетическую, эпилептиформную, менингеальную, психическую, офтальмоплегическую, бульбопонтинную.
Некоторые из этих форм энцефалита, как, например, менингеальная или летаргическая, могут дать в начальный период более частый повод к ошибочному диагнозу. В таких случаях очень важен учет всех соматических данных, в первую очередь состояния легких, наличия туберкулеза в анамнезе и оценка развития заболевания, всей картины болезни и данных спинномозговой жидкости.
При дифференциальной диагностике туберкулезного менингита и эпидемического энцефалита надо иметь в виду, что развитие заболевания при последнем обычно бывает острое и относительно редко постепенное.
Одним из важных опорных пунктов при отграничении этих заболеваний является преобладание при эпидемическом энцефалите рано развивающихся очаговых церебральных симптомов при слабо выраженных менингеальных признаках.
Типичные для эпидемического энцефалита глазодвигательные расстройства в виде ослабления реакции на конвергенцию и аккомодацию могут доминировать в клинической картине уже с первых дней болезни, в то время как они редко наблюдаются при менингите.
При последнем чаще отмечается «парадоксальная реакция»: расширение на свет и сужение при затемнении зрачков; часто бывает «игра зрачков»: спонтанное расширение и сужение.
Расстройства сна — частое явление при эпидемическом энцефалите, причем обычно нарушается ритм сна: сонливость может сменяться бессонницей или же бывает только сонливость. Для энцефалита не типичны брадикардии, диссоциация между пульсом и температурой.
Спинномозговая жидкость при энцефалите резко отличается по составу от таковой при туберкулезном менингите. При энцефалите отмечается умеренный лимфоцитарный плеоцитоз или нормальный цитоз и содержание белка не повышается. Содержание сахара всегда бывает нормальным или повышенным до 75 — 90 мг%. Пленка, как правило, не выпадает.
«Туберкулезный менингит у детей»,
Д.С.Футер Е.В.Прохорович
При участии Т.Б.Шапиро Э.М.Назарова Ф.Я.Грабовой