Site icon Kelechek.ru

Подготовка к наркозу

На лечение зубов под наркозом дети приходят натощак или принимают пищу за 2—3 часа до посещения поликлиники (о чем следует предупредить родителей). Дети, у которых пища плохо переваривается или плохо измельчается из-за пороков развития зубочелюстной системы или вялости желудка и которым предстоит длительное лечение, приходят на лечение обязательно натощак.

Непосредственную премедикацию не применяют. Атропина, который используют для профилактики вагусного рефлекса на наркотик, не вводят, так как процедура внутривенной или подкожной инъекции у детей (особенно неконтактных) вызывает резкое двигательное возбуждение. Кроме того, у детей, особенно младшего возраста, как правило, повышен тонус симпатической нервной системы.

Наркоз закисью азота с кислородом. Закись азота обладает слабым наркотическим действием и в амбулаторной практике используется при кратковременных вмешательствах. Поддержание анальгетического наркоза закисью азота с кислородом в разных пропорциях (50 на 50%, 75 на 25%, 80 на 20%) в очень поверхностных стадиях, когда сохранено сознание, у детей практически невозможно. Как только восстанавливается сознание, они начинают двигаться, плакать и кричать.

Углубление наркоза до первого уровня хирургической стадии с помощью повышения концентрации закиси азота и понижения содержания кислорода (меньше 20%) в дыхательной смеси на длительное время нежелательно во избежании развития гипоксии. Использование фторотан-закисно-кислородной смеси для наркоза обеспечивает более благоприятное течение наркоза и спокойное лечение зубов в течение длительного времени (до 2 часов, если в этом есть необходимость).

Масочный фторотан-закисно-кислородный наркоз при лечении зубов у ребенка в поликлинике.

Фторотан-закисно-кислородный наркоз можно проводить по полуоткрытой или маятникообразной системе без поглотителя углекислоты с помощью наркозных аппаратов. Насыщение наркотической смесью проводят в сидячем или полусидячем положении в стоматологическом кресле. Детям с некоторыми заболеваниями центральной нервной системы наркоз и лечение зубов проводят в полулежачем положении.

Насыщение ребенка наркотической смесью начинают с предварительной подачи 100% кислорода (8—10 л/мин) и добавления вначале фторотана (1—2 деления или 1—2об.% по фторотеку). После этого в зависимости от общего состояния ребенка и его реакции на вдыхаемую концентрацию подача фторотана может быть увеличена до 4—5 делений по УНА-1 или до 4 об.% по фторотеку.

Для того чтобы избежать двигательного возбуждения почти одновременно с подачей фторотана к этой смеси добавляют закись азота с кислородом в соотношениях 5:3, 6:3 при маятникообразной системе или 6:2, 8:2 при полуоткрытой системе. При подаче наркоза по маятникообразной системе поток кислорода или газонаркотической смеси должен быть равным или больше предполагаемой минутной лёгочной вентиляции ребенка.

Это обеспечивает достаточное вдыхание наркотической смеси и исключает излишнее накопление углекислоты в дыхательном мешке. Через 1—2 минуты после наложения носовой или ротовой маски и вдыхания наркотической смеси ребенок быстро засыпает.

После наступления расслабления жевательной мускулатуры открывают рот, вводят межзубную распорку и губчытай кляп. Губчатый кляп способствует перекрытию ротового дыхания и таким образом обеспечивает более глубокое носовое дыхание. Это создает лучшие условия для поддержания наркоза при открытом рте. Иногда, несмотря на введение кляпа в полость рта, не наблюдается полной герметичности и происходит утечка газонаркотической смеси, что может вызвать пробуждение ребенка.

Для предотвращения утечки необходимо периодически перекрывать открытую полость рта специальной маской или рукой между отдельными манипуляциями стоматолога, что обеспечивает ровное течение наркоза на всем протяжении лечения зубов. Наркоз поддерживается обычно при «симптоме плавающих глазных яблок». При лечении зубов возможен очень поверхностный наркоз. При сложных удалениях зубов требуется наркоз на первом уровне хирургической стадии, в противном случае удаление зуба может сопровождаться двигательным возбуждением, задержкой дыхания, повышением артериального давления и учащением пульса.

Поддерживают наркоз закисью азота с кислородом в той же пропорции, что при индукции, на фоне подачи 1—2 об. % фторотана (по фторотеку). Пробуждение ребенка наступает тотчас после прекращения подачи наркотической смеси, на фоне вдыхания 100% кислорода при открытом рте. При появлении первых признаков пробуждения (двигательная реакция, наличие кашлевого рефлекса и др.) из полости рта извлекают межзубную распорку и кляп. Детям с заболеваниями центральной нервной системы, которые длительное время получают нейроплегики, антигистаминные препараты и транквилизаторы, наркоз проводят по этой же системе.

Необходимо только учитывать, что пробуждение этих детей в зависимости от дозы лекарственного вещества, принятой накануне или в день посещения поликлиники, может быть несколько замедлено. У детей с болезнями сердца (митральный порок, врожденные пороки и др.), бронхиальной астмой и астмоидным бронхитом, неполноценным носовым дыханием (аденоиды, расщелины мягкого и твердого неба, искривление носовой перегородки, значительное разрастание миндалин и др.) во время наркоза необходимо вспомогательное дыхание.

Вспомогательное дыхание способствует улучшению спонтанного дыхания, предупреждает развитие гипоксии при длительном проведении наркоза, улучшает вдыхание заданной концентрации газонаркотической смеси.

«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов

Exit mobile version