У детей насыщение организма наркотиком происходит быстрее, чем у взрослых, поэтому клинические стадии наркоза короче и легче может наступить передозировка, особенно при использовании сильных наркотических веществ. Кроме того, у детей более выражена индивидуальная чувствительность к наркотикам, чем у взрослых.
При операциях на лице и в полости рта анестезиолог встречается с некоторыми трудностями определения клиники наркоза, так как глазные симптомы на длительное время выпадают из-под его контроля (лицо закрыто стерильными простынями). Поэтому, кроме обычного определения артериального давления и пульса, контроль за глубиной наркоза должен осуществляться путем электроэнцефалографии. Состояние газообмена желательно изучать по данным газового состава крови и кислотно-щелочного равновесия.
Операционная кровопотеря накладывает отпечаток на течение обезболивания. От возмещения кровопотери во многом зависят исход операции и течение послеоперационного периода. Под каким бы обезболиванием операции не выполнялись, расстройства гемодинамики у детей, особенно младшего возраста, связаны в основном с кровопотерей — которую они переносят хуже, чем взрослые. Это объясняется повышенной потребностью в кислороде вследствие высокого основного обмена. Оценка кровопотери у детей осуществляется с учетом возраста ребенка и его веса.
Объем циркулирующей крови изменяется с возрастом и составляет: у новорожденных от 98 до 195 мл/кг, у грудных детей — от 75 до 101 мл/кг, в младшем возрасте — от 51 до 90 мл/кг и в старшем возрасте — от 52 до 92 мл/кг. Потеря 1 мл крови у ребенка весом 4,5 кг соответствует потери 18 мл крови у взрослого человека весом в 68 кг. Следовательно, даже минимальная кровопотеря у детей представляет серьезную опасность.
При компенсации кровопотери необходимо учитывать, что часть вводимой крови депонируется в тканях и органах и исключается из кровообращения, поэтому кровезамещение должно преобладать над кровопотерей на 10— 20%. В раннем послеоперационном периоде всем детям, оперированным под местной анестезией или наркозом, требуется тщательное анестезиологическое наблюдение.
После окончания операции под наркозом экстубация должна производиться только после полного пробуждения ребенка, восстановления спонтанного дыхания, хорошего выслушивания дыхательных шумов в легких, полного восстановления кашлевого рефлекса, самостоятельного поднимания головы и высовывания языка, что говорит о достаточном мышечном тонусе.
Тщательный туалет полости рта и трахеобронхиального дерева предупреждает развитие легочных осложнений. Новорожденные и грудные дети после оперативных вмешательств должны быть помещены в специальные кислородные установки с подачей увлажненного кислорода до 30—60% на 2—3 часа в зависимости от общего состояния.
У детей, оперированных по поводу анкилоза височно-челюстного сустава, возможно развитие дыхательной недостаточности за счет западения нижней челюсти и языка. Прошивание языка шелковой нитью с фиксацией ее к аппарату, а в отдельных случаях профилактическая трахеостомия устраняют эту опасность. При применении эндотрахеального наркоза, особенно при интубации «вслепую» или излишней травматизации в целях профилактики отека гортани и трахеи, необходима противоотечная терапия (глюконат кальция, антигистаминные препараты, кортикостероиды).
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов