При биологическом методе лечения пульпита используют различные антибиотики — пенициллин, биомицин, тетрациклин, синтомицин, эритромицин, левомицетин, колимицин и др. Н. В. Лисенко и Г. Ф. Веселова, Т. Ф. Виноградова, Л. П. Давыдова, Е. И. Гончарова предлагают в целях расширения спектра антимикробного действия употреблять комплексы антибиотиков. Многие авторы считают целесообразным комбинировать антибиотики с сульфаниламидами.
Имеются высказывания в отношении необходимости предварительного определения чувствительности микробных ассоциаций к применяемым антибиотикам. Однако имеются и противоположные мнения авторов, которые считают, что успех лечения во многом зависит от степени реактивности и иммунобиологических качеств самой пульпы.
Предварительное определение чувствительности флоры, вызвавшей пульпит, является существенным подспорьем при лечении антибиотиками. Однако в клинических условиях в каждом случае пульпита не представляется возможным производить подобное определение, так как это требует затраты времени и соответственно на этот срок должно быть отложено начало лечения.
Подобное удлинение срока до момента лечения неминуемо приводит к нарастанию явлений воспаления и развитию дегенеративных изменений в пульпе. В результате этого могут измениться показания к применению биологического метода.
Использование комплекса антибиотиков создает определенную гарантию успеха лечения даже при наличии форм, резистентных к одному из них. При этом необходимо создать направленное синергическое воздействие на основные виды наиболее распространенных бактерий. Возбудителями воспаления пульпы являются стрептококки и грамположительные палочки, которые высеваются как в начальных, так и в более поздних стадиях пульпита. При гнойном воспалении в большом количестве обнаруживаются стафилококки.
При определении показаний к применению метода лечения с сохранением пульпы необходимо учитывать не только форму пульпита и характер микрофлоры, но и степень сформированности зуба, динамику и распространенность воспалительного процесса, реактивность самой пульпы на действие антибиотиков.
Последняя выявляется непосредственной реакцией зуба на антибиотики в процессе лечения. С нашей точки зрения совершенно не обосновано неоднократное наложение антибиотика при стойких болезненных ощущениях, которые продолжают беспокоить больного после двух-, трех-, а иногда и четырехкратного применения препарата.
С учетом трудностей дифференциальной диагностики пульпита и возможных несовпадений клинического и патоморфологического диагноза этот симптом весьма важен для прогнозирования результатов лечения. Если болевые ощущения сохраняются во второе и тем более третье посещение больного, то дальнейшие попытки применения антибиотиков обычно оказываются безуспешными.
Однако малая достоверность клинической диагностики дает повод несколько расширять показания к лечению пульпита антибиотиками.
Особенно имеются основания к этому в детской практике, где клиническая картина воспаления пульпы изобилует большой вариабельностью.
У детей бывает важно сохранить пульпу зуба даже на несколько месяцев, так как в условиях продолжающегося формирования зубов это нередко означает сохранение зуба на долгие годы.
Однако нельзя забывать о динамическом характере развития воспалительного процесса в пульпе и о тех необратимых дегенеративных изменениях, которые наступают в поздних стадиях воспаления. Поэтому прямые показания к применению антибиотиков для лечения пульпита имеются только при травме пульпы, остром частичном пульпите и остром общем пульпите в том случае, если нет симптомов сопутствующего острого периодонтита и изменений в окружающих тканях.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов