В последние годы в практике здравоохранения получил широкое распространение новый вид децентрализованной санации, так называемый бригадный метод. Для работы в школах и других детских учреждениях стоматологической поликлиникой или отделением комплектуется бригада из 2—4 врачей, медицинской сестры и санитарки.
Бригада получает оборудование, инструмент, транспорт и направляется в школу, интернат, детский сад и т. д. По окончании санации в соответствии с заранее разработанным планом бригада переезжает в следующее детское учреждение. Бригадный метод широко используется в большинстве краев, республик и областей Советского Союза и зарекомендовал себя как прогрессивный, высокоэффективный, дающий наиболее высокие показатели санации на настоящем этапе развития стоматологической помощи в нашей стране.
Перед тем как приступить к санации той или иной группы детей, врач производит тщательный осмотр полости рта и фиксирует полученные данные с помощью медицинской сестры в санационной карте по форме № 267, являющейся своеобразной историей болезни на время санации. Кроме того, в санационной карте получают отражение данные анамнеза жизни и состояния здоровья ребенка, а также сведения о наличии или отсутствии гигиенического ухода за полостью рта и характере профилактических мероприятий.
На второй странице карты в соответствии с условными обозначениями отмечается состояние молочных и постоянных зубов, учитывается количество прорезавшихся и выпавших или удаленных зубов. Третья и четвертая страницы оставлены для заполнения дневника о проделанной лечебной работе.
При правильном и систематическом заполнении карты на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе или любом другом детском учреждении можно с достаточной достоверностью проследить в динамике за состоянием его полости рта, а также оценить эффективность проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
Кроме того, удается сопоставить состояние полости рта с данными индивидуальной карты ребенка, в которой зафиксированы перенесенные заболевания, характер питания и отмечены особенности развития организма в целом. Представляется возможным проследить также за существованием закономерных связей между, состоянием полости рта и анамнезом жизни ребенка.
Осмотр детей и заполнение санационных карт могут проводиться врачом в школе или другом детском учреждении, после чего детей санируют на месте или проводят лечение в поликлинике. С нашей точки зрения, целесообразнее осмотр и лечение совмещать с проведением санации, не разделяя их во времени. Таким образом, каждый осмотренный получает необходимый комплекс лечебных мероприятий.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов