Плановая санация детей может проводиться в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы. Этот метод организации носит название централизованного метода санации.
Если санация осуществляется на месте — в школе или детском саду, где имеется стационарный или передвижной стоматологический кабинет, то в этом случае говорят о децентрализованном методе санации. В некоторых случаях возможно сочетание этих методов. Как централизованный, так и децентрализованный метод имеют свои преимущества и недостатки, и выбор метода целиком зависит от местных условий, степени развития стоматологической сети, а в ряде случаев от традиций, сложившихся в лечебных учреждениях на протяжении многих лет.
При централизованном методе санации в условиях поликлиники возможно комплексное оказание всех видов стоматологической помощи. При этом врачи вполне обеспечены средним и младшим медицинским персоналом, что повышает производительность их труда. Для быстрого и эффективного проведения санации в поликлинике, на приеме должно работать одновременно не менее 3 врачей.
При меньшем количестве врачей дети будут слишком долго задерживаться в ожидании приема, что неизбежно отразится на их поведении во время лечения. Централизованный метод санации не обеспечивает стопроцентного охвата всего детского коллектива, так как при работе в поликлинике нельзя рассчитывать на повторные посещения школьником ледебного учреждения, а многие из них уклоняются не только от повторного, но и от первого посещения поликлиники.
Тем не менее использование централизованного метода санации целесообразно в небольших городах и других населенных пунктах, а также в сельской местности. Децентрализованный метод санации может осуществляться, как уже сказано выше, в школьном стационарном или передвижном кабинете.
Основным преимуществом метода является возможность получения почти 100% охвата санацией детей прикрепленного учреждения — школы, интерната, детдома, детского сада и пр. Однако при этом методе имеются постоянные трудности с обеспечением вспомогательным персоналом, что серьезно отражается на продуктивности работы врача.
По имеющимся нормативам медицинская сестра обязана обслуживать двух врачей, занятых на детском лечебном приеме. Таким образом, на обслуживании одной ставки врача в школьном стоматологическом кабинете приходится всего 0,5 ставки медицинской сестры, что затрудняет планирование работы врача и, как сказано выше, практически снижает показатели его работы. Наличие всех этих трудностей служит стимулом к постоянному развитию и совершенствованию метода санации.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов