Учитывая, что классификация аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы подробно изложена в учебниках по ортопедической стоматологии, мы ограничимся лишь рабочей схемой клинико-морфологической группировки их, принятой на кафедре стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института.
I. Аномалии зубов:
- аномалии количества зубов;
- аномалии положения зубов;
- аномалии формы и величины зубов.
II. Нарушения соотношений зубных рядов:
- в переднезаднем направлении;
- прогнатическое соотношение;
- прогеническое соотношение.
- в поперечном направлении:
- перекрестный прикус;
- сужение зубных рядов.
- в вертикальном направлении:
- глубокий прикус;
- открытый прикус.
При постановке диагноза мы не указываем классов, а отмечаем конкретную аномалию, имеющуюся у ребенка. В начале диагноза указываются нарушения соотношения зубных рядов. После этого отмечается деформация зубных рядов и аномалии отдельных зубов.
Например: прогнатическое соотношение зубных рядов, сужение верхнего зубного ряда в боковых отделах, наклон передних зубов верхней челюсти в сторону губы. Если нарушения соотношений зубных рядов нет, то отмечаются имеющиеся деформации их или аномалии отдельных зубов.
При определении аномалий соотношений зубных рядов мы ориентируемся по смыканию первых постоянных моляров верхней и нижней челюстей, т. е. используем ориентиры классификации Энгля. Как видно из приведенной выше схемы, нарушения соотношения зубных рядов определяются в трех направлениях, т. е. как и по классификации Д. А. Калвелиса.
Наконец, при постановке диагноза мы указываем на степень развития челюстных костей по В. Ю. Курляндскому. Таким образом, ортодонтический диагноз включает рациональные элементы классификаций Энгля, Д. А. Калвелиса и В. Ю. Курляндского.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов