Особенности роста и развития каждого ребенка в значительной мере зависят от свойств и особенностей, полученных им от родителей. Наследственный фактор определяет не только внешний облик ребенка и его индивидуальные особенности, но иногда и возникновение некоторых своеобразных реакций (диатезы) или наследственных болезней (гемолитическая болезнь новорожденных, эктодермальная дисплазия, мягкость, твердость, шероховатость и тонкость зубной эмали, отсутствие боковых верхних резцов и др.).
Поэтому тщательное ознакомление с состоянием здоровья родителей и ближайших родственников обязательно при исследовании каждого ребенка. Но существуют некоторые закономерности изменения роста и развития, общие для большинства детей. Рост и развитие организма в эмбриональном и во все последующие периоды детства зависят не только от внутренних регуляторов, но и от влияния внешних факторов.
В настоящее время можно считать безусловно установленным, что развитие тканей и совершенствование функций отдельных органов и всего организма в целом являются процессами, принципиально отличающими детский организм от взрослого. С момента рождения ребенка до 18 лет процесс развития идет непрерывно и тем своеобразнее и интенсивнее, чем меньше ребенок.
В соответствии с характером и интенсивностью изменений, происходящих в организме, принято различать следующие периоды детства:
-
внутриутробное развитие — 280 дней (10 лунных месяцев);
-
новорожденный — около 2 ,5— 3,5 недель;
-
грудной — до 1 года;
-
ясельный — от 1 года до 3 лет;
-
дошкольный — от 3 до 7 лет;
-
школьный — от 7 до 18 лет (с подразделением его на периоды младшего и старшего школьного возраста).
По мере приближения к возрасту взрослого особенности растущего организма и сформировавшегося стираются.
«Стоматология детского возраста», А.А.Колесов