Несмотря на то, что детская онкология за последние годы выросла в самостоятельную науку, мировая литература по-прежнему бедна материалами, касающимися широкого круга вопросов анестезиологического пособия и его места в проблеме лечения опухолей у детей.
Объяснение этому факту мы находим в отсутствии широкой сети специализированных отделений онкологии детского возраста, ибо только в рамках таких учреждений можно проанализировать на большом опыте особенности и задачи анестезиологической помощи.
Данная работа является попыткой обобщения опыта различных видов анестезиологического пособия в клинике детской онкологии, разрабатываемых и осваиваемых с 1962 г.
Цель настоящей работы — определить основные задачи анестезиологического пособия на различных этапах комплексного лечения опухолей у детей.
На рисунке схематично представлена этапная деятельность анестезиолога как помощь в проведении комплексной терапии у ребенка, страдающего злокачественной опухолью.
Разделение анестезиологического пособия на этапы является условным, однако позволяет более конкретно определить задачи, стоящие перед ним.
Этап I (от госпитализации ребенка до проведения хирургического вмешательства) включает ряд важных и взаимосвязанных вопросов, а именно:
- оценку психосоматического статуса больного с учетом специфики основного заболевания;
- проведение неспецифической интенсивной терапии, направленной на коррекцию выраженных изменений в психосоматическом статусе («лечебная премедикация»);
- создание оптимальных видов обезболивания для проведения в короткий срок необходимого объема диагностических исследований;
- коррекцию изменений в психосоматическом статусе, возникающих в ходе предоперационных курсов лучевой и лекарственной терапии злокачественных опухолей;
- создание оптимальной схемы фармакологической подготовки к операции и обезболиванию («профилактическая премидикация»).
Схема этапного анестезиологического пособия в клинике детской онкологии
Направленные исследования, проводимые в отделении онкологии детского возраста с 1962 г., позволили ответить на ряд вышеуказанных вопросов.
Особенность психосоматического статуса у ребенка, страдающего злокачественной опухолью, заключается в развитии так называемого «общего опухолевого симптомокоплекса» (В. И. Лебедев, 1968; А. А. Гончаров, 1968; А. И. Салтанов, 1969). Основу его составляют адинамия, диспепсия, анорексия, субфебрилитет, а в далеко зашедших стадиях заболевания — выраженная кахексия.
«Лекарственное лечение новообразований у детей», Л.А.Дурнов