Мочеиспускание в большей или меньшей степени нарушалось у всех больных наблюдаемой группы. Выпадение новообразования (самоотторжение) наблюдалось в 3 случаях, профузное кровотечение — у 3 из 6 больных, что послужило поводом для экстренной госпитализации. Симптомов преждевременного полового созревания не отмечено. Паховые лимфатические узлы незначительно увеличивались у всех больных до лечения и несколько месяцев спустя после окончания терапии. Общее состояние больных, как правило, не нарушено. Дети активны, аппетит и сон нормальны, падения в весе до лечения не обнаружено. Диагноз ботриоидной саркомы поставлен всем больным до операции на основании цитологического наследования смыва из влагалища и мазков (отпечатков), а также характерного внешнего вида опухоли.
При ректальном исследовании влагалище пальпировалось в виде плотного или плотноэластического тяжа размером от 3X5 см до 6X8 см. Параметрии в ряде случаев были инфильтрированы. Со стороны матки и придатков пальпаторно изменений не обнаруживалось. При ректальном исследовании часто появлялись обильные сукровичные, кровянистые или гнойные выделения из влагалища.
При вагиноскопии (через уретероскоп) на слизистой оболочке влагалища просматривались опухолевые узлы, легко кровоточащие при прикосновении. В мазках (от-печатках) и смыве из влагалища определялись атипичные саркоматозные клетки.
На лимфограммах у двух из четырех больных отмечено увеличение подвздошных и паховых лимфатических узлов. В анализах мочи нередко находили белок, повышенное число лейкоцитов, эритроциты. В анализах крови обычно наблюдался умеренный лейкоцитоз, лимфоцитоз, ускоренная РОЭ, иногда снижение гемоглобина. Рентгенограммы костей таза и грудной клетки у всех детей без патологических изменений. Цистоскопию и ректороманоскопию проводили по показаниям.
Первый этап лечения состоял из предоперационной рентгенотерапии с 3—4 полей, ежедневного осторожного спринцевания влагалища риванолом, назначения гемостатических средств, переливания крови. Суммарные дозы рентгенотерапии зависели от возраста ребенка и размеров опухоли и колебались в пределах от 1500 до 4000 рад. В результате лучевого лечения у всех больных наступало улучшение. У 3 больных кровотечения прекратилась, у 3 других значительно уменьшились. У всех 6 больных опухолевые узлы сократились в полтора-два раза, наиболее крупные узлы некротизировались и отторгались. У всех детей развивались лучевые дерматиты различной степени. По истечении 7—10 дней, когда явления дерматита несколько стихали, производилась чрезвлагалищная электроэксцизия опухолевых узлов с коагуляцией шариковым электродом ложа опухоли. После операции во влагалище вводился тампон со стерильным вазелиновым маслом, в уретру — постоянный катетер. В послеоперационном периоде во избежание стриктур влагалища тампоны менялись ежедневно, кроме того, ежедневно проводилось спринцевание влагалища раствором перекиси водорода и риванолом.
Первично оперированы 4 ребенка, повторно по поводу рецидива — один, родители одного ребенка отказались от операции.
«Лекарственное лечение новообразований у детей», Л.А.Дурнов