Основой урока физического воспитания являются упражнения: для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости, для увеличения подвижности позвоночника, для воспитания общих координаций движений; для воспитания и закрепления правильной осанки; для воспитания навыков правильного дыхания.
Урок не должен быть длительным и утомительным, в то же время его надо сделать эмоционально насыщенным. Занятия проводятся по трем возрастным группам: от 7 до 9 лет, от 10 до 12 и от 13 лет. Группа состоит из 12—15 человек.
Занятия спортом для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в зависимости от степени сколиоза, состояния мышечного, связочного аппарата и подвижности позвоночника должны быть индивидуализированы.
Показаны следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, городки, плавание.
Противопоказаны соревнования и все виды движений, связанные с асимметрической нагрузкой, игры, связанные с прыжками на одной ноге, езда на велосипеде, катание на самокате с отталкиванием одной ногой, игра в футбол, теннис, различные элементы акробатики, поднятие и ношение тяжестей.
Основные моменты режима для детей с логопедическими неврозами
В зависимости от степени невроза весь режим должен быть подчинен регулярной и серьезной речевой работе с детьми.
Помимо этого, производится:
- медикаментозное лечение (общеукрепляющие средства, витаминотерапия, биостимуляторы, психофармакотерапия, общеседативные средства);
- физиотерапевтическое лечение (электрофорез, диадинамик, КУФ, УВЧ);
- психотерапия (в виде рациональных, индивидуальных и групповых бесед, лечебного сна с элементами суггестики, гетеро- и ауторелаксии и др.);
- логопедическая работа. Она проводится поэтапно. I этап — подготовительный. В это время происходит подробное исследование речи и знакомство с личностью заикающегося. II этап — режим максимального ограничения речи, шепотной речи, активная тренировка плавной и слитной речи, групповые и индивидуальные занятия. III этап — перестройка патологических речевых навыков (чтение и пересказ, составление рассказа по опорным словам, картинкам, обсуждение просмотренного, речевые игры).
Анализ работы показывает, что у детей с логопедическими неврозами после пребывания в лагере санаторного типа для детей с заиканием и другими нарушениями речи отмечаются хорошие результаты и значительное улучшение последней. Дети перестают быть робкими, смущенными, неуверенными и становятся более активными.
В санаторных пионерских лагерях накоплен определенный опыт по оздоровлению детей и организации летнего отдыха и лечения. Повысился уровень всей лечебно-оздоровительной работы, в результате чего систематически повышается эффективность санаторного метода лечения школьников. Организация санаторных пионерских лагерей является полезным и прогрессивным мероприятием по диспансеризации детей с хроническими заболеваниями, накопленный опыт подтверждает целесообразность их дальнейшего развития и распространения.
«Медицинское обеспечение пионерских лагерей», С.М.Вендель