Саша Б., 7 лет. Мальчик от второй беременности, родился в срок, вес при рождении 3600 г. Получал грудное вскармливание, раннее развитие удовлетворительное. Эндокринных заболевании в семье нет. Перенес коклюш в 4 года, заболевание протекало легко, в 5 лет болел бронхитом и ежегодно болел катаром верхних дыхательных путей. Сахарным диабетом заболел в возрасте 7 лет: мать заметила, что мальчик стал часто мочиться ночью, а через несколько дней обратила внимание, что он стал много пить, аппетит повысился, но при этом ребенок заметно похудел.
При обследовании в моче был обнаружен сахар, в крови — гипергликемия (538 мг%). Мальчик был госпитализирован в нашу клинику, где находился около 11/2 месяцев. Получал полноценную диету с некоторым ограничением жиров в период ацидоза, инсулин — в двух инъекциях 18 единиц в сутки (14 единиц перед завтраком и 4 единицы перед полдником). При обследовании обнаружен лямблиозный гепатохолецистит, по поводу которого больной лечился акрихином, был произведен тубаж. После выписки из клиники мальчик заболел корью в легкой форме; потребность в инсулине на фоне заболевания корью не только не повысилась, но даже снизилась до 8 единиц в сутки.
Через месяц снова поступил в клинику для повторного курса лечения акрихином (по поводу лямблиозного гепатохолецистнта). При поступлении сахара в крови 124 мг%, суточная гликозурня 1—6 г. В клинике мальчик был переведен на лечение протаминцинкинсулином 8 единиц одновременно с 8 единицами кристаллического инсулина, всего 16 единиц в сутки. Суточная глпкозурия не превышала 20—25 г, сахара в крови 92 мг%. Клинических симптомов гипогликемии не было. Мальчик был выписан в удовлетворительном состоянии 22/IV 1960 г.
Через 2 месяца вновь поступил в клинику с явлениями гипогликемии. Получал попрежнему 8 единиц протаминцинкинсулина и 8 единиц кристаллического инсулина. Выписан через 3 недели в удовлетворительном состоянии.
27/VIII ночью у мальчика начались судороги, мать дала ему выпить 2 чайные ложки сахарного сиропа, судороги продолжались, и мать доставила его в клинику. Ребенок был в сознании, но вялый, кожные покровы влажные. Пульс ритмичный, замедленный — 70 ударов в минуту.
Саша Б., 7 лет. Сахарный диабет. Гипогликемическая кома
Запаха ацетона изо рта нет. Живот мягкий, безболезненный. Сухожильные рефлексы высокие. Сахара в крови 65 мг%. В клинике при поступлении мальчику было внутривенно введено 50 мл 40% глюкозы, после чего состояние значительно улучшилось. Назначено двукратное введение кристаллического инсулина — 6 единиц перед завтраком и 4 единицы перед полдником. Суточная гликозурия стала увеличиваться и достигла 80 г, в связи с чем доза инсулина была увеличена до 12 единиц в сутки. Уровень сахара в крови увеличился до 224 мг%. Мальчик вновь переведен на однократное введение 4 единиц протаминцинкинсулина и 8 единиц кристаллического инсулина.
Суточная гликозурия держалась в пределах 36—40 г. Сахара в крови при выписке 70 мг%. Дома мальчик чувствовал себя удовлетворительно в течение 11/2 месяцев. 18/IX вновь почувствовал себя плохо, стал вялым, сонливым, перестал узнавать мать. Вновь был госпитализирован в клинику. Состояние при поступлении средней тяжести, ребенок вялый, заторможенный. Отмечается повышенная влажность кожи, запаха изо рта нет. Ухудшение состояния было расценено как следствие гилогликемии. Внутривенно введено 20 мл 40% раствора глюкозы.
Состояние мальчика сразу улучшилось. Сахара в крови 264 мг%, суточная гликозурия 80 г. Доза инсулина увеличена до 10 единиц перед завтраком и до 6 единиц перед полдником.
От применения протаминцинкинсулина (даже в очень небольшой дозе — 4 единицы) решено отказаться в связи с частым состоянием гипогликемии.
Таким образом, в проявлениях гипогликемии у детей отмечается многообразие клинических симптомов.
В ряде случаев наблюдаются лишь легкие проявления гипогликемии: потливость, изменение настроения, чувство голода, головокружение, головная боль, замедление пульса, повышение артериального давления, почти всегда небольшой тремор. Иногда эти явления проходят спонтанно или под влиянием приема небольшого количества сахара. Но даже эти небольшие проявления вызывают мозговые нарушения, констатируемые на электроэнцефалограмме. В других случаях развивается тяжелое коматозное состояние с летальным исходом.
Необходимо хорошо знать дифференциальное различие в проявлениях диабетической и гипогликемической комы.
Иногда может вызвать подозрение на диабетическую кому состояние, развивающееся у детей при циклической ацетонемической рвоте, печеночной коме, уремической коме и др.
Ацетонемическая рвота начинается у детей внезапно. При этом наблюдаются повторная неукротимая рвота, запах ацетона в выдыхаемом воздухе и резко положительная реакция на ацетон в моче. В тяжелых случаях быстро развиваются выраженное обезвоживание — дегидратация. Сознание, как правило, затемнено, но полной потери его обычно не бывает. Иногда при этом состояние бывает чрезвычайно тяжелое. В не которых случаях наблюдается гипотония мышц, отсутствие сухожильных рефлексов и даже измененное дыхание.
«Сахарный диабет у детей»,
М.М.Бубнова, М.И.Мартынова