Неудовлетворительное состояние здоровья поступающих детей, особенно подкидышей, обусловливало высокую их заболеваемость. Состояние домов ребенка тревожило организаторов здравоохранения. В 1921 г. этот вопрос явился предметом обсуждения I Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества, которое приняло резолюцию о более широком развитии учреждений открытого типа — детских яслей, консультаций, молочных кухонь, а также домов матери и ребенка.
В последних создавались условия для совместного пребывания женщин с новорожденными и детьми первых месяцев жизни. Среди матерей проводилась большая санитарно-просветительная и воспитательная работа по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
II Всероссийский съезд ОММ (1923 г.) с целью улучшения призрения грудных детей выдвинул предложение о советском патронате. Во избежание повторения неудачного опыта дореволюционного «питомничества» было решено ввести патронат только в тех местностях, где имелись консультации с хорошо подготовленными врачами и патронажными медицинскими сестрами.
Как показал опыт Москвы, Ленинграда, Одессы, патронат грудных детей, основанный на новых принципах охраны материнства и младенчества, с предварительным обследованием семей, куда отдавались дети, организацией тщательного контроля за их воспитанием, дал самые благоприятные результаты: состояние здоровья детей, помещенных в обыкновенные рабочие семьи, оказалось не хуже, чем в хорошо организованных домах ребенка [Павловский В. А., 1925].
В период социалистической индустриализации страны, когда быстрыми темпами развивалась промышленность, улучшалось благосостояние населения, число сирот и подкидышей резко сократилось и потребность в домах ребенка уменьшилась. В 1940 г. в стране имелось всего 399 домов ребенка на 25,4 тыс. мест и 25 домов матери и ребенка на 802 места. У некоторых педиатров начало складываться мнение, что дома ребенка скоро будут ликвидированы как неперспективные учреждения.
Однако в годы Великой Отечественной войны дома ребенка снова сыграли большую роль в сохранении жизни и здоровья многих детей раннего возраста. С ними самые маленькие дети эвакуировались из областей, временно занятых врагом, а также из крупных промышленных центров, подвергавшихся воздушным налетам, в города и села Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Местные советские и партийные органы, работники здравоохранения, профсоюзы, шефские организации принимали все меры для создания детям необходимых условий.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина