Большую роль в оптимизации среды играет аэрация помещений. Свежий воздух поступает в помещения через открытые окна и фрамуги.
При правильном устройстве последних наружный воздух направляется к потолку и равномерно распределяется по всему помещению. Для достаточной аэрации отношение площади фрамуг к площади пола долито быть не менее 1 : 50. Наиболее эффективно сквозное или угловое проветривание; проводится оно только в отсутствие детей.
При этом за короткий отрезок времени возможна многократная смена воздуха; перепад температур достигает 4 — 5 °С, температура воздуха может опускаться до 14 °С. Такое проветривание заканчивают за 30 мин до прихода детей.
Нельзя осуществлять сквозное проветривание через туалетные помещения, так как при этом в групповые будет поступать воздух из них. Рекомендуется следующий режим сквозного проветривания основных помещений: утром, перед занятиями, перед возвращением детей с прогулки, во время сна, после полдника, т. е. не менее 5 раз в день.
В спальнях в холодное время года фрамуги или форточки закрывают за 30 мин до укладывания детей, затем открывают во время сна и закрывают за 30 мин до подъема. В каждой игровой должен находиться график сквозного проветривания.
Одностороннее проветривание возможно в присутствии детей. В теплое время года полезно поддерживать непрерывную аэрацию помещений в присутствии детей. Для контроля за температурой воздуха во всех помещениях на стене, противоположной окну, на уровне роста ребенка вешают термометр.
Аэрация бывает недостаточно эффективной при наличии пыли, так как пыль способствует увеличению бактериальной загрязненности, увеличению количества тяжелых ионов, все помещения необходимо содержать в образцовом порядке и чистоте. Их уборка проводится ежедневно влажным способом при открытых окнах и фрамугах. Полы моют 2 раза в день с применением теплых мыльных или 2% содовых растворов.
При этом 1 раз обязательно отодвигать мебель. Мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий влажная уборка проводится после каждого занятия.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина