При переводе ребенка из одной группы в другую надо заранее знакомить его с интерьером новой группы (за 1 — 2 мес), персоналом, детьми, обеспечить внимательное отношение персонала, чаще ласкать ребенка, брать его на руки, разрешить принести с собой какую-нибудь вещь или игрушку из прежней группы, не менять режим в течение адаптационного периода, не назначать прививки или другие травмирующие процедуры. Следует фиксировать в истории развития ребенка его сон, аппетит, поведение с тем, чтобы можно было определить окончание острого адаптационного периода.
При поступлении в дом ребенка из семьи ситуация более сложная, чем при поступлении в другое дошкольное учреждение.
Резко меняются все привычные условия, ребенок теряет близких, он чувствует себя потерянным и никому не нужным. В данном случае стрессовая ситуация выражена сильнее, и у ребенка может возникнуть тяжелый адаптационный синдром. Задача персонала группы — обеспечить возможно больший личностный контакт с ребенком, не реагировать отрицательно на нарушения поведения, которые являются результатом стрессового состояния, постараться своими тактичными действиями облегчить тяжелое состояние ребенка.
Необходимо остановиться еще на том факте, что вновь поступающего ребенка, если его не переводят в дом ребенка непосредственно из родильного дома, сначала помещают в изолятор, а потом уже переводят в группу. Ребенок переносит двойную адаптацию, и это следует учитывать.
Если условия пребывания в изоляторе таковы, что ребенок подолгу остается один, игрушек недостаточно или он просто не умеет играть один, обслуживающий персонал часто меняется, то у ребенка развивается более выраженный адаптационный синдром. В этом случае за время пребывания в изоляторе ребенок не заканчивает адаптации, а его перевод в группу вызывает резкое обострение негативных реакций.
Это приводит либо к острому респираторному заболеванию, либо к стойким невротическим реакциям. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок закончил период адаптации в изоляторе при хороших условиях его пребывания, где все направлено на то, чтобы облегчить ребенку период привыкания.
Примерно через неделю после окончания периода адаптации можно переводить ребенка в группу, причем желательно, чтобы первые 2 — 3 дня он был там с человеком, уже знакомым ему по изолятору.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина