Состояния пассивности и повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.
Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Периоды улучшения неустойчивы, возможны рецидивы плаксивного и пассивного состояния. Темп нервно-психического развития замедляется. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1 — 2 квартала.
Такую форму тяжелой адаптации имеют, как правило, дети старше 1 1/2 лет жизни. В анамнезе у них отмечаются сочетанные вредности с преобладанием факторов, влияющих на функциональную активность коры большого мозга. Это — отягощенные беременность и роды у матерей, приводящие к гипоксии плода и новорожденного разной степени.
Такая форма тяжелой адаптации может наблюдаться у детей при внезапном отрыве от родителей (смерть, болезнь и др.).
Исследования детей в семье показали, что наиболее важными неблагоприятными факторами социального плана оказались:
- нарушения возрастного режима;
- нарушения режима сна, приводящие к трудному засыпанию детей, отсутствию дневного сна и укорочению ночного;
- нарушения методики кормления, приводящее к срыгиванию и рвоте после приема пищи либо стойкой анорексии;
- неправильная организация бодрствования ребенка.
Эти факторы сохраняют свое значение и для детей, воспитывающихся в домах ребенка. Из факторов, обусловливающих тяжесть и длительность адаптации, необходимо назвать возрастные особенности личности, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми.
Четко выявляется различие возрастных особенностей между детьми первой половины 2-го года и 3-го года жизни. Особенно тяжело переносят изменения условий дети от 11 мес жизни до 1 1/2 лет. В этой возрастной группе число детей с легкой адаптацией минимально, что объективно обосновано.
Подвижность нервных процессов в этом возрасте невелика; это усугубляет трудность перестройки восприятия окружающего. Кроме того, в этом возрасте еще очень несовершенна иммунная система, и это повышает вероятность заболевания. Факторы анамнеза позволяют заранее прогнозировать степень тяжести адаптационного периода, а следовательно, и принимать соответствующие меры для облегчения его у конкретного ребенка.
Для удобства следует раздельно рассматривать биологические и социальные факторы. Из биологических учитываются употребление матерью алкоголя во время беременности, токсикозы беременности у матери, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности и первых 3 мес жизни.
Первые два признака определяют кислородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, вторые два в силу нарушения соматического состояния ребенка ослабляют темп функциональной активности всех систем организма. Из социальных факторов анамнеза учитывается общее социальное неблагополучие семьи, а также характер воспитательных воздействий. Наиболее тяжелую адаптацию имеют дети с сочетанием неблагоприятных биологических и социальных факторов.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина