Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.).
Возникают сдвиги в других функциональных системах — вегетативной (изменяется температура и биоэлектрическая активность кожи, соотношение количества адреналина и норадреналина в моче и др.), в системе реактивности — снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка в этот период. Комплексное рассмотрение всех проявлений состояния адаптации позволило определить основные этапы при привыкании к новым условиям среды, факторы, определяющие степень тяжести адаптационного периода, и наметить пути профилактики тяжелой адаптации. Весь период привыкания можно разбить на три этапа.
Острый период, или период дизадаптации, когда имеется более или менее ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды.
В это время наиболее выражены сдвиги по поведенческим параметрам, взаимоотношениям со взрослыми и детьми, речевой активности, игре, в вегетативной нервной системе, в уровне катехоламинов в моче, некоторых показателях соматического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела.
На изменение реактивности организма указывает факт увеличения бактериальной обсемененности полостей носа, зева и рта в этот период, а также колебания секреторных иммуноглобулинов. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам, причем это происходит не синхронно.
Из параметров поведения быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивается уровень катехоламинов в моче. Период компенсации, или адаптированное к данным социальным условиям, когда нормализуются, т. е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели. Характер и особенности течения первых двух периодов позволили различать по степени тяжести легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина