Динамический стереотип значительно облегчает деятельность организма, но его переделка, особенно у детей раннего возраста, представляет значительные трудности в связи с возрастными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности (малая подвижность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.).
Вхождение ребенка в общественные отношения, возникновение и расширение коммуникаций с другими людьми, так же как развитие способности завязывать, упрочивать и обогащать межчеловеческие отношения, начинается с периода раннего детства.
Раннее формирование и тренировка адаптационных возможностей в социальном плане представляют собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как позволяют адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, иметь определенный уровень социальной адаптированности. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, а следовательно, у них отмечается более низкий уровень социальной адаптированности.
Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, малые контакты с внешним миром приводят к жестко закрепленным стереотипам поведения в данных условиях. Поэтому всякий переход в изменившиеся условия (госпитализация, перевод в другую группу) является сильным стрессовым фактором.
К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенный биологический и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели развития и состояния здоровья, что, безусловно, снижает выносливость и работоспособность центральной нервной системы и способствует возникновению стрессовых реакций. Что представляет собой адаптация в психологических и соматических параметрах.
Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные условия среды: изменяются материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с новыми взрослыми и детьми.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина