Site icon Kelechek.ru

Искусственная задержка здорового ребенка в родильном доме

Искусственная задержка здорового (или с небольшими отклонениями) ребенка в родильном доме, тем более в стационаре, является грубой ошибкой. После рождения ребенок попадает в среду, преобразованную человеком. В результате воздействия взрослых и собственной активной деятельности у него вырабатываются соответствующие поведенческие реакции, наиболее для этой среды адекватные.

В разные возрастные периоды дети неоднократно сталкиваются с изменениями социальной микросреды, что требует формирования такого поведения, которое было бы адекватно для данных конкретных условий. Ряд реакций формируется по типу динамического стереотипа (по И. П. Павлову), начиная с первых месяцев жизни ребенка. Как показала Н. М. Аксарина, в течение первого полугодия жизни реакции такого типа формируются на режим, на способ вскармливания, на микроклимат.

С 6 до 9 мес жизни присоединяются реакции динамического стереотипа на способы подхода к ребенку, т. е. он привыкает к тому, как его кормят, укладывают, как организовано бодрствование, и др. В возрасте 9 — 10 мес (при семейных условиях воспитания) формируется еще одна реакция по типу динамического стереотипа — это привязанность к обслуживающему ребенка взрослому.

В доме ребенка эта реакция, к сожалению, недостаточно активно формируется в определенном возрасте, хотя даже в стационаре ребенок привыкает к лицам, осуществляющим уход за ним, и отрыв от этих взрослых также является травмирующей ситуацией. С возрастом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но осуществляется это только с помощью взрослого, постоянно находящегося с ребенком.

Стереотипы на способы подхода к ребенку, начавшие формироваться в предыдущем квартале жизни, закрепляются и упрочиваются также через взрослого. Психологи как в СССР, так и за рубежом обращают внимание на то, что если у ребенка не возникают достаточно четкие привязанности, то это затрудняет формирование прочных эмоционально-личностных связей в более поздние возрастные периоды. Выработку у ребенка форм поведения, адекватных для данных условий, можно считать физиологической стадией социальной адаптации.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Exit mobile version