Болезнь — типичное проявление патологической адаптации.
При превышении возможностей системы адаптационных механизмов возникает так называемая реакция стресса. Различают болевой стресс, психический и др. Как формируются у ребенка способности к адаптации. В какой степени это — врожденное качество, а что приобретается в процессе развития. Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации.
Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения, которые должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.
Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ребенка. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, зачастую имеют неблагоприятный фон для своевременного и оптимального развития функциональных систем. Это неблагополучие в антенатальном периоде развития, повреждения в родах, заболевания периода новорожденности.
Все это делает ребенка более ранимым по отношению к ряду факторов биологического характера. Однако переход в условия дома ребенка из родильного дома переносится легче, чем перевод ребенка, который в течение нескольких месяцев находился в условиях соматического стационара. Чем моложе ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина