В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросреде, которая является для них основой формирования поведенческих стереотипов. Они лишены эмоционального контакта с родными и близкими. В домах ребенка дети значительно раньше начинают общаться со сверстниками, контактировать с многими взрослыми (обычно с женщинами) из обслуживающего персонала.
Поэтому, говоря об изменении стереотипа социального поведения ребенка, можно выделить четыре основных варианта:
- ребенок в первые месяцы жизни переводится в дом ребенка прямо из родильного дома;
- из больницы;
- в соответствии с возрастом переходит в другую группу;
- отдается на усыновление или переводится в детский дом.
Конечно, бывают и более редкие варианты, когда мать подкидывает ребенка (как правило, это младенец); либо в результате чрезвычайных обстоятельств ребенок попадает в дом ребенка из семейных условий. Все вышеперечисленные варианты, хотя и отличаются определенными особенностями, все же в той или иной степени сопровождаются адаптационным синдромом.
Остановимся на этом понятии более подробно. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего живого. Его можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспособлены к той или иной среде обитания — рыбы живут в воде, птицы в воздухе. Это так называемая биологическая адаптация.
Чем выше организм стоит на эволюционной лестнице, тем выше его адаптационные возможности.
Отличие человека заключается в способности связывать адаптацию с активным, осознанным изменением среды в результате общественных воздействий. Качество предварительной ориентировки на будущие изменения, осознанная установка и перестройка поведения в связи с изменившимися социальными условиями определяется как социальная адаптация, необходимый компонент в поддержании гомеостаза.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина