Site icon Kelechek.ru

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальной мозговой дисфункцией может закончиться любой из синдромов восстановительного периода. В отличие от церебрастенического синдрома, сопутствующего многим соматическим заболеваниям, минимальная мозговая дисфункция — проявление условно специфического, но не грубого повреждения центральной нервной системы.

У этих детей достаточно часто наблюдается выраженная дизэмбриогенетическая стигматизация, подчеркивающая неблагополучие пренатального периода как фона для последующих изменений. В неврологическом статусе отмечается стертая полиморфная и локальная симптоматика.

Наиболее типичное проявление слабости черепных нервов — легкий парез подъязычного нерва (подвижность языка ограничена, особенно подъем вверх и складывание в трубочку, нередко выявляются умеренные дизартрические нарушения). Отмечаются нарушения фонации и речевого дыхания.

Нередко выявляется ладонно-подбородочный рефлекс. Все это — проявления псевдобульбарного синдрома, который встречается у 20 — 30% детей с минимальной мозговой дисфункцией. Могут наблюдаться изменения и со стороны других черепных нервов, в первую очередь глазодвигательных, в виде сходящегося и расходящегося косоглазия и др.

Пирамидная недостаточность характеризуется довольно разнообразными изменениями
— диагностируются гемисиндромы с мышечной дистонией, повышением сухожильных рефлексов и симптомом Бабинского в возрасте после года, стертые гиперкинезы в виде беспокойства и тремора рук, легкая неустойчивость при ходьбе. Особенно характерно выявление при возрастной нагрузке нарастающей пли некомпенсирующейся недостаточности тонких дифференцированных движений.

Определение «нарастающая» отражает несостоятельность компенсаторных двигательных механизмов ребенка, создающее впечатление новой симптоматики. В дальнейшем это проявляется неуклюжестью, неловкостью в занятиях физкультурой, трудом, письме и др.

При отсутствии выраженных формальных нарушений психики у детей отмечается задержка моторной речи — фразовая речь начинает появляться между 2-м и 3-м годами, запас слов до 3 — 4 лет может быть небольшим.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Exit mobile version