У детей с синдромом угнетения, коматозным, реже судорожным синдромом с 1 — 2 мес начинает проявляться синдром задержки психомоторного или, реже, моторного развития.
При этом отмечается нарушение редукции безусловных врожденных рефлексов. Большую диагностическую роль приобретают шейно-тонические симметричный и асимметричный рефлексы (рефлексы Магнуса — Клейна), раннее выявление рефлекс-запрещающих позиций, задержка формирования лабиринтных цепных тонических рефлексов.
При преобладании в структуре данного синдрома задержки психического развития в клинике у детей к месячному возрасту наблюдается недостаточно устойчивая фиксация взгляда, прослеживание кратковременное и только по горизонтали, с быстрым истощением.
У ребенка нет реакции на голос взрослого, обращенный к нему при плаче, слухового сосредоточения, к 2 — 3-месячному возрасту наблюдается недостаточное оживление при общении, крик маловыразительный, гуление отсутствует.
Ребенок более устойчиво прослеживает по горизонтали и вертикали, но истощается, отыскивает источник звука глазами без поворота головы; появляется редкая, трудно вызываемая улыбка; к 6 мес недостаточно активно интересуется игрушками и окружающими предметами, недостаточно реагирует на присутствие матери; наблюдается малоактивное непродолжительное гуление; малоэмоционален, задержана манипуляция с предметами, нет активного внимания.
Если задержка развития является «темповой», она при правильном выхаживании начинает сглаживаться. Данная группа детей в 4 — 5 мес как бы скачком становится активнее, причем психическое развитие опережает моторное; появляется эмоциональная реакция на окружающих, интерес к игрушкам.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина