Ребенок устанавливает причинную связь между предметами и явлениями окружающей жизни, учится сравнивать и сопоставлять, у него возникают элементарные суждения об окружающем.
Свои действия дети сопровождают высказываниями. Процессы воспоминания вызываются с помощью слова. Дети понимают смысл высказываний взрослого о том, что сейчас отсутствует, воспринимают сказки, стихотворения без иллюстраций, содержание картин с сюжетом. Это период большой речевой активности. Речь служит средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Возрастает удельный вес речи как средства обучения и воспитания. Речь ребенка начинает регулировать его поведение, приобретая планирующую функцию по отношению к стоящей перед ним задаче. Прежде чем играть, ребенок определяет цель и говорит о порядке действий. Внимание ребенка становится более устойчивым; развивается? способность наблюдать, что лежит в основе развития ориентировочно-познавательной деятельности и формирования представлений.
На протяжении 3-го года жизни продолжается сенсорное развитие ребенка; он учится соотносить свойства одних предметов со свойствами других, выделять в них общее (горячее — холодное — теплое). К 3 годам он знает свойства и специфическое назначение многих предметов; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных отношениях. Дети разнообразно действуют с сюжетными игрушками, развивается сюжетно-отобразительная игра. В игре ребенок отражает свой жизненный опыт, выполняя в условном плане действия взрослых.
Во втором полугодии 3-го года возникают ролевые игры — новая ступень в развитии ребенка: он не только отображает те или иные действия, но начинает изображать воспитательницу, врача, шофера и др. Ребенок овладевает изобразительной и конструктивной деятельностью (рисование, лепка, конструирование). Черкание карандашом по бумаге, манипулирование пластилином, усвоенное ребенком к 2 годам, начинает приобретать определенный смысл, ребенок пытается изображать известные ему предметы.
Начинают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают песни с понятным содержанием, эмоционально реагируют на них, различают звуки по высоте и тембру.
На 3-м году жизни дети овладевают элементами трудовой деятельности в виде самообслуживания и помощи взрослому. Они самостоятельно одеваются и раздеваются, складывают одежду, помогают поливать цветы, дают корм рыбам, дежурят по группе.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина