Ведущая роль в организации самостоятельной деятельности детей принадлежит взрослому не только в помещении, но и при проведении прогулки.
Прогулка является средством закаливания детей, но одновременно это средство умственного и физического развития. Во время прогулки воспитательница занимается с детьми, организует игры, наблюдение за окружающим, проводит подвижные игры, создает условия для двигательной активности.
Показатели правильной организации деятельности детей — бодрое настроение, отсутствие возбуждения и конфликтов, положительное общение друг с другом, пользование речью, занятость и активность всех детей, соответствие содержания их деятельности возрасту и уровню развития. Обучение на занятиях играет ведущую роль в развитии детей 2-го года жизни.
Показатели эффективности обучения: развитие способности обучаться, о чем свидетельствует объем приобретаемых знаний и умений на каждом возрастном этапе, соответствие уровня развития возрасту ребенка или уменьшение степени-отставания, ускорение темпа обучения, т. е. периода от первого предъявления задания до его освоения, формирование «учебной деятельности» (адекватное поведение ребенка в обстановке занятия), способность переносить освоенное в самостоятельную деятельность.
Длительность, место занятия, число детей определяется его видом, возрастом и уровнем развития детей. Все занятия на 2-м году жизни проводятся по подгруппам за исключением музыкальных занятий и развлечений, которые проводятся со всеми-детьми одной возрастной подгруппы или одного уровня развития.
С детьми до 1 1/2 лет все занятия, кроме музыкальных и по развитию движений, надо проводить за столом, так как опора ребенка о стол предупреждает утомление и организует поведение. За каждой стороной стола должен сидеть один ребенок.
С детьми старше 1 1/2 лет некоторые занятия, например показы, могут проводиться без опоры на стол. Дети сидят на стульчиках, на некотором расстоянии от стола.
Нельзя усаживать детей на пол, на диван или на табуретки, в этих случаях они быстро устают. Занятия по подгруппам лучше проводить не в той комнате, где играют дети. Можно использовать светлое место в спальне, прихожей, где дети одеваются на прогулку, и другое светлое и чистое помещение.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина