Второй год жизни является сложным возрастным периодом, в котором происходят качественные изменения в развитии ребенка.
Главное достижение 2-го года — овладение самостоятельной ходьбой, что способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления, является предпосылкой развития новых сложных видов движений, меняет возможности ребенка в общении с окружающим миром, и следовательно, оказывает существенное влияние на развитие центральной нервной системы. Это период бурного развития второй сигнальной системы.
Одной из особенностей ребенка этого возраста является легкая утомляемость. Утомление проявляется в виде нарушений двигательных и речевых реакций, частых отвлечений, примитивизации деятельности, неадекватного поведения.
Недостаточная еще подвижность нервных процессов обусловливает трудность адаптации в новых условиях. Любое изменение условий жизни ребенка, отклонение от обычного режима вызывает нарушение поведения. Ребенок трудно переключается с привычных форм поведения на новые.
Остается относительно малой, но быстро нарастает работоспособность нервной системы. Для начала 2-го года характерно быстрое появление новых умений, но их медленное закрепление; к концу 2-го года жизни закрепление происходит быстрее и сформированные умения отличаются большей прочностью.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина