Воспитательница должна, организовав игру, отойти в сторону, предоставить детям самостоятельность минут на 10 и наблюдать за ними для того, чтобы при необходимости своевременно оказать помощь, вмешаться в конфликт, усложнить игру.
При правильном руководстве деятельностью дети могут несколько минут быть активными и деятельными без взрослого. Игру вновь поступившего ребенка или того, кто устает от постоянного общения с другими детьми, надо организовать там, где он может быть один (в манеже, на горке, в кровати).
Если ребенок возбужден, надо взять его на руки, приласкать, успокоить. Нельзя для успокоения ребенка усаживать его за стол, так как это ведет к быстрому утомлению и влечет за собой новые нарушения поведения.
Нового ребенка надо постепенно приучать играть среди детей, заинтересовывать игрушками. В группе поддерживается спокойная обстановка, чтобы ребенок мог прислушаться к речи взрослого, звукам собственного голоса и к голосам других детей. Занятия с детьми 1-го года жизни должны быть направлены на формирование тех умений, которыми ребенок не может овладеть без специального обучения (понимание речи, подражание звукам и слогам, некоторые движения, действия с предметами и др.).
Они проводятся по программе, планово, в одних и тех же условиях, по определенной методике. Для достижения своевременного и гармоничного развития необходимо систематическое проведение специальных занятий. Они являются одним из основных источников усложнения самостоятельной деятельности детей (действия с предметами, движения, речь).
Все занятия с детьми 1-го года жизни должны носить эмоциональный характер и сопровождаться ласковой речью взрослого. Интерес к занятию поддерживается новизной игрушки, возможностью действовать с ней, поэтому на занятиях используют игрушки, которые не были в игре у детей.
Новые умения на 1-м году жизни формируются медленно; сначала они неустойчивы и возникают с трудом, поэтому все занятия, в которых ставится цель обучить новому умению, проводятся индивидуально. Занятия повторяются несколько раз в течение дня.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина