Игрушек должно быть немного — 2 — 3 на одного ребенка. Для поддержания активного поведения детей на протяжении одного периода бодрствования игрушки надо менять.
Покормив детей (после пробуждения) воспитательница играет с ними, обучает, меняет игрушки.
Дети не могут длительно активно бодрствовать без участия взрослого. Поэтому самостоятельная деятельность ребенка чередуется с занятиями и общением со взрослыми. В конце бодрствования при первых признаках утомления детей надо укладывать спать. В первом полугодии жизни все здоровые дети бодрствуют в манеже.
Это облегчает воспитательнице уход и наблюдение за ними и расширяет кругозор детей. Находясь в манеже, дети рассматривают игрушки, следят за взрослыми, смотрят на лежащих рядом детей, передвигаются. Одновременно в манеже могут находиться не более 6 — 7 детей, близких по возрасту и уровню развития.
Воспитательница следит, чтобы дети были равномерно распределены по всей площади манежа. Дети до 2 мес быстро охлаждаются, поэтому их кладут на одеяло или заворачивают в него, оставляя свободными руки. С 2 — 2 1/2 мес дети бодрствуют в ползунках. Бодрствование вновь поступившего или больного, возбужденного ребенка организуют в кроватке. С 3 — 4-недельного возраста ребенка надо выкладывать несколько раз на живот — перед кормлением и через 30 — 40 мин после него.
При первых признаках утомления необходимо перевернуть ребенка на спину. Время от времени нужно брать ребенка на руки, разговаривая с ним, вызывать сосредоточение его взгляда на своем лице.
В манеже для детей до 5 мес подвешивают игрушки разной формы, величины, цвета. Для детей до 2 1/2 мес их подвешивают на высоте 70 см над грудью ребенка для рассматривания; при этом необходимо следить, чтобы игрушки всегда висели правильно. Для рассматривания надо вешать крупные, яркие игрушки.
Для детей от 2 1/2 мес, когда они начинают ощупывать и захватывать игрушки, последние подвешивают ниже, на высоте вытянутой руки ребенка. Кроме висящих игрушек в манеже должны быть 2 — 3 крупные игрушки для рассматривания.
Если ребенок перестает интересоваться игрушкой, его надо положить под другую; игрушки должны быть удобны для захватывания. Когда ребенок уже берет и удерживает предметы, игрушку кладут так, чтобы он мог ее достать.
В этом случае подвешенные игрушки не нужны.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина