Действия с предметами обогащают личный опыт ребенка новыми впечатлениями, способствуют развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия. К концу года ребенок уже отличает кубик от кирпичика, узнает на фотографии знакомого взрослого человека. Значительно усложняется характер общения ребенка с окружающими.
К концу года он весело реагирует на заигрывание, появляются уже сложные эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, при виде нарядного взрослого, жалость, ревность, обида и др. Усложняются причины возникновения отрицательных эмоций. У ребенка преобладает положительное эмоциональное отношение к окружающим, потребность в общении с ними.
Появляются формы положительного общения друг с другом — дети играют рядом, одной игрушкой, догоняют друг друга, прячутся, ищут, радуются другим детям. У ребенка появляется интерес и положительное отношение ко всему живому — к животным, птицам, рыбам, растениям.
Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение разного характера, прислушивается к звучанию разных инструментов: понимая слова песни, выполняет движения, действия; начинает подражать интонации песни и «подпевать». Организация самостоятельной деятельности имеет большое значение в воспитании детей 1-го года жизни. Важно правильно организовать бодрствование детей, свободное от режимных процессов время. Роль воспитательницы в руководстве самостоятельной деятельностью детей 1-го года жизни в разные отрезки бодрствования различна.
В начале бодрствования, когда дети просыпаются, их поднимают и начинают кормить, и в конце бодрствования, когда дети устают и их укладывают спать, участие воспитательницы в организации деятельности детей ограничено. Подняв ребенка после сна и покормив, она помещает его в манеж или на пол за барьер, дает игрушку и следит, чтобы все дети были заняты и спокойны, продолжая поднимать и кормить других детей.
При необходимости воспитательница подходит к ребенку, меняет его положение, привлекает внимание к игрушке, говорит с ним. В конце бодрствования, укладывая детей спать, она также лишь следит за играющими детьми. В эти отрезки бодрствования она не может обучать детей, играть с ними.
В это время не следует вводить в игру новые игрушки или давать такие, которыми дети без взрослого пользоваться не могут, шумные игрушки. До пробуждения детей воспитательница готовит условия для их самостоятельной деятельности. В манеже и за барьером на полу она раскладывает игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития детей.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина