Отдельные слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми.
Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 — 12 мес ребенок учится выполнять действия по показу и слову взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер.
Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, направленные на достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Он накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, катает по желобу шары и др.
Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом, ребенок учится переносить действия, освоенные с одним предметом, на другой (открывает и закрывает все крышки, вкладывает в отверстия втулки, грибочки, кегли, катает мячи и шары, накладывает друг на друга кирпичики, кубики и др.).
Увеличивается число игрушек, используемых ребенком. Его действия становятся устойчивыми: он стремится к достижению цели, радуется полученному результату. Наблюдается подражание взрослому в действиях с сюжетными игрушками.
Ребенок по просьбе взрослого, при виде игрушки воспроизводит то, чему его научил взрослый: катает машину, кормит куклу, баюкает и др.
Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения разученного.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина