Ребенок гулит часто и подолгу в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки и др.
Если ребенок слышит голос взрослого, гуление становится более длительным и разнообразным. Обязательным условием для гуления является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка. К 5 — 6 мес ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небные — н, б, т, д, н, л и др.) и первые слоги — сочетание гласного и губного или небного согласного звука (па, ба, ма и др.), т. е. появляется лепет.
При этом велика роль артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, «речевого слуха».
Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слушает сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесению первых слов во втором полугодии жизни. К 6 мес ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается на ножки при поддержке под мышки.
Он проявляет интерес к игрушкам и пытается приблизиться к ним, звуками привлекает к себе внимание взрослого, радуется занимаясь игрушками и общаясь с детьми. К концу первого полугодия ребенок может бодрствовать самостоятельно, активно и длительно. В возрасте от 6 до 9 мес длительность бодрствования увеличивается до- 2 — 2 1/2 ч, ребенок переходит на режим с тремя периодами дневного сна.
По мере развития усложняется поведение-ребенка в режимных процессах. Он пьет из чашки, которую держит взрослый, а к 9 мес придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба.
При умывании ребенок протягивает руки в воде, с удовольствием умывается, проявляет активность при одевании и раздевании (поднимает ногу, протягивает руку и др.).
Ведущим в этом возрасте является развитие движений и прежде всего овладение ползанием.
Дети сначала должны овладеть, моторными функциями — движениями, связанными с изменением положения в пространстве, с перемещением, а потом — статическими — способностью сохранять определенное положение тела. Их надо учить садиться, а не сидеть; вставать, а не стоять.
«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина